Анализируем выполнение президентской программы: автоматизация публичных процессов

Читати українською
Публичные процессы будут автоматизированы, ведь компьютер взятки не берет, обещал Владимир Зеленский. Подробнее – в материале.
Слово и дело

Президент Владимир Зеленский на съезде «Слуги народа» в Трускавце сказал, что в его программе и программе партии нет пунктов, которые они не смогут выполнить. «Я хотел бы быть президентом на момент, когда мы выполним все наши обещания», – заявил Зеленский. Пока же президентская программа, о которой много говорит и он, и его окружение, выполнена на 25% (вероятно, одним сроком тут не обойтись). «Слово и дело» продолжает напоминать, какие важные обязательства есть в этом документе. Сегодня поговорим об обещании «публичные процессы будут автоматизированы».

«Публичные процессы будут автоматизированы, ведь компьютер взятки не берет. Услуги, которые могут предоставляться электронно, будут внедрены в первую очередь», – говорится в программе.

Диджитализация действительно за время каденции Владимира Зеленского стала практически реформой №1 по приоритетности. И глава государства этими успехами очень гордится.

С 7 ноября в Украине официально стартует внедрение режима paperless («без бумаг») – именно в этот день вступает в силу закон «Об особенностях предоставления публичных (электронных публичных) услуг». Режим paperless означает, что государство перестанет требовать от гражданина бумажные документы, справки или удостоверения. Произойдет это не сразу, а до 2024 года.

Чтобы эффективно внедрить закон, Минцифры нужно работать по четырем направлениям:

  • Цифровое законодательство – разрабатывать законопроекты, чтобы переводить государственные сервисы в онлайн;

  • Цифровые документы. На данный момент в приложении «Дія» доступны 9 документов, цель министерства – оцифровать все важные документы;

  • Электронный документооборот – налаживание обмена между государственными органами, реестрами и учреждениями.

  • Е-услуги для всех жизненных ситуаций. Цель министерства – оцифровать 100% услуг.

«Режим «без бумаг» позволит украинцам быстро получать публичные услуги онлайн, а госорганы не смогут требовать от человека информацию, которая уже есть о нем в реестрах. Украинцам больше не придется стоять в длинных очередях, носить кучу бумажных справок и собирать подписи работников нужных госучреждений. Украинцы смогут получать справки и подписывать документы, не выходя из дома, – свидетельство о рождении ребенка, запись в очередь в детсад, получить справку о месте учебы, свидетельство о браке, пенсионное удостоверение, социальную помощь, медицинские услуги и тому подобное», – так в Минцифры рисуют будущее в режиме «без бумаг».

Новый закон вводит такие термины как «электронная публичная услуга», «комплексная электронная публичная услуга», «публичная услуга», «электронная подпись» и так далее, а также устанавливаются особенности их предоставления.

В целом в Украине сейчас предоставляется около 2,5 тысяч государственных услуг. В приложении «Дія» пока доступны 80: в частности, регистрация и закрытие ФЛП, восстановление и обмен водительского удостоверения, регистрация права на недвижимость, получение ряда лицензий, получение одноразовой помощи для ФЛП, регистрация места жительства и так далее.

«Сейчас у нас есть услуги для бизнеса, осенью станут доступными многие социальных услуг. В том числе надеемся, что удастся реализовать субсидии, льготы, услуги для ветеранов, матерей-одиночек и в целом можно будет считать, что подавляющее большинство тем из жизненных ситуаций человека будет закрыто», – сообщил руководитель по развитию электронных услуг в Минцифры Мстислав Баник.

Еще одним важным моментом для перехода в режим paperless является принятие законопроекта о публичных электронных реестрах. Его цель – создание единой системы публичных электронных реестров, определение единых требований для их создания, ведения и взаимодействия. Систему публичных электронных реестров будут составлять:

  • базовые государственные реестры (Единый государственный демографический реестр, Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, Государственный земельный кадастр);

  • другие государственные реестры;

  • коммунальные реестры;

  • определенные законом реестры саморегулируемых организаций;

  • Реестр реестров.

Объединить реестры в Министерстве цифровой трансформации надеются до конца года.

Что таким образом есть по состоянию на сегодняшний день. С ноября в Украине начинают внедрять режим paperless, закончить процесс рассчитывают до 2024 года, но в то же время в профильном министерстве отмечают, что этот процесс небыстрый и встречает на своем пути много сложностей. Кроме того, постоянно расширяется перечень услуг, которые украинцы могут получить онлайн, но пока их процент по сравнению с общим количеством небольшой.

Напомним, «Слово и дело» выпустило серию материалов по предвыборной программе Владимира Зеленского. Мы писали о таких обещаниях:

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: