Окружение президента в последнее время активно использует тезис о том, что Владимир Зеленский выполняет предвыборные обещания. Сам президент записывает видеоролики, посвященные программе. Руководитель его Офиса Андрей Ермак заверяет, что Зеленский «обязательно осуществит все, о чем он говорил во время своей избирательной кампании». Аналитики издания «Слово и дело» предлагают верить фактам, а не эмоциональным заявлениям. Мы решили напомнить, какие обещания были в программе Зеленского. Сегодня поговорим о намерениях «восстановить аэропорты в каждом областном центре».
В сентябре 2020 года министр инфраструктуры Владислав Криклий в интервью «Слово и дело» уточнил, что в обещании Зеленского речь идет об обновлении фактически существующих аэропортов, которые остались в стране с советских времен.
Криклий уверен, что до конца каденции Зеленского, то есть до 2024 года, реально восстановить 15 аэропортов. «Это же не значит, что у нас будет еще 15 новых аэропортов. У нас, напомню, всего 25 регионов, поэтому 15 – это немало. Тем более, что в большинстве областей аэропорты уже есть. Например, Николаев сейчас работает, Херсон – тоже», – сказал он.
Что сейчас происходит с восстановлением аэропортов? На 2021 год в государственном бюджете на модернизацию региональных аэроузлов предусмотрено 2,4 млрд грн.
Пока в центре внимания два аэропорта – в Одессе и Днепре. В декабре 2020 года в одесском аэропорту сдали новую взлетно-посадочную полосу, строительство которой шло три года. На 2021 год в Одессе запланирована третья очередь работ.
Аэропорту Днепра в 2020 году не повезло, из-за коронавируса средства на его строительство практически полностью забрали. На 2021-й в бюджете предусмотрено 1,4 млрд грн. Как сообщили в Мининфраструктуры в декабре, в Днепре завершили этап подготовительных работ: на территории будущей взлетно-посадочной полосы выполнили геодезические изыскания, разработали траншеи под электросети и спецсвязь, проложили коммуникации.
В феврале 2021-го был заключен договор на строительство аэродрома с генеральным подрядчиком, сумма контракта составила 3,95 млрд грн. В аэропорту Днепра будет полоса длиной 3,2 км с современными системами навигации, метеорологическим и светосигнальным оборудованием. Строительство продлится около 3 лет. То есть должно закончиться в аккурат к концу каденции Зеленского.
Еще миллиард гривен в этом году из бюджета потратят на аэропорты в Ровно, Херсоне и Виннице. В Херсоне и Виннице нужно реконструировать взлетно-посадочную полосу, в Ровно – рулежную дорожку и перрон.
Кроме того, 30 млн грн предусмотрели на проектные работы аэропорта на Закарпатье. Он будет расположен между Ужгородом и Мукачево, в селе Среднее, строительство планируют завершить тоже за три года. Проект будет государственно-частного партнерства, на 3-4 млрд грн: государство построит аэродром, инвестор – терминал.
При этом существующий аэропорт в Ужгороде никуда не денется – его отремонтируют. В сентябре Украина и Словакия подписали соглашение, которое позволит восстановить работу аэропорта. «В силу географических и других особенностей аэропорта «Ужгород», который находится практически на границе со Словакией, вылет и заход на посадку самолетов на аэродроме невозможен без использования территории этого государства. Срок предыдущего межправительственного соглашения, который регулировал данный вопрос, истек, и мы упорно работали вместе со словацкой стороной над возобновлением договоренностей для полноценного запуска аэропорта», – рассказал Криклий.
В планах Министерства инфраструктуры на 2022 год – воздушные ворота в Черновцах, Сумах, Полтаве и Черкассах. В Полтаве нужно реконструировать взлетно-посадочную полосу и построить новую, установить светло-сигнальное и радиотехническое оборудование. В Черновцах – реконструировать и удлинить полосу, сделать новую дренажную систему, реконструировать терминал. На 2023 год – аэропорты в Измаиле, Житомире и Мариуполе (если будет открыто воздушное пространство).
В Украине также утвержден список приоритетных инвестиционных проектов до 2023 года, в него вошли 14 аэропортов. Что планируют сделать:
восстановить деятельность аэропорта в Черкассах;
реконструировать аэродром в аэропорту «Ивано-Франковск»;
реконструировать аэропорт в Черновцах;
модернизировать материально-техническую базу аэропорта «Херсон»;
реконструировать аэропорт в Виннице;
третья очередь строительства в аэропорту Одессы;
реконструировать аэропорт в Днепре;
построить новый аэропорт на Закарпатье;
реконструировать аэропорт в Полтаве;
восстановить инфраструктуру аэропорта «Ровно»;
восстановить инфраструктуру аэропорта «Сумы»;
реконструировать международные аэропорты в Кривом Роге, Николаеве и Житомире.
Кроме того, есть целевая программа развития аэропортов, рассчитанная до 2023 года. В ней, кроме вышеупомянутых аэропортов, есть также задача по аэропортам во Львове, Харькове, Запорожье и Тернополе. В документе говорится, что общая потребность в привлечении средств – 21,5 млрд грн: 12,4 млрд – из госбюджета, 3,9 млрд – за счет государственных средств, привлеченных под государственные гарантии, 2,1 млрд – за счет местных бюджетов, 1,6 млрд – за счет средств частных инвесторов.
Итак, Зеленский обещал восстановить аэропорты в каждом областном центре – не учитывая оккупированные территории, получается 22. Но в приоритетных планах Кабмина 14 аэропортов, в целевой программе развития – 18. Ничего не слышно о судьбе аэропортов в Чернигове, Луцке и Хмельницком. А план по заявленным аэропортам будет выполнен только в случае исправного ежегодного финансирования. Пока выполнение обещания президента в полном объеме – под вопросом.
Напомним, ранее мы писали об обещании Владимира Зеленского: «зарплата военнослужащих будет на уровне натовских стандартов».
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»