Услуги государства без вмешательства чиновников: что именно изменит режим paperless

Читати українською
Государственные услуги теперь должны предоставляться также и в электронной форме. Слово и дело разобралось, что именно меняет режим без бумаг.
Слово и дело

Госструктуры больше не смогут требовать от украинцев информацию, которая уже есть в электронных реестрах. На прошлой неделе президент Владимир Зеленский подписал закон, обязывающий предоставлять публичные услуги и в электронной форме. «Слово и дело» вместе с юристом разобралось, какие возможности дает принятый закон каждому гражданину и какие будут особенности предоставления е-услуг.

Электронные публичные услуги: какие преимущества получат украинцы

Прежде всего, закон «Об особенностях предоставления публичных (электронных публичных) услуг» внедряет понятие «электронная публичная услуга». То есть, электронные процедуры приравниваются к бумажным.

Фактически, теперь украинцам не придется стоять в очередях, приносить документы в бумажном виде и собирать подписи работников нужных госучреждений. Учреждения, в свою очередь, не будут требовать от граждан информацию, которую можно получить из Госреестра.

В Министерстве цифровой трансформации рассказали, что теперь онлайн можно получать также различные справки: «Украинцы смогут получать справки и подписывать документы, не выходя из дома – свидетельство о рождении ребенка, запись в очередь в детсад, получить справку о месте учебы, свидетельство о браке, пенсионное удостоверение, социальную помощь, медицинские услуги и т.д.».

Профильный министр Михаил Федоров заявил, что этот закон позволит уже к 2024 году перевести 100% услуг госорганов онлайн.

«Он позволит не менять закон под каждую услугу, которую мы хотим сделать электронной. Это значительно ускорит цифровизацию», – отметил глава ведомства.

Юрист Геннадий Дубов объяснил, что значительное количество электронных услуг уже действует в Украине, поэтому закон скорее предоставляет общую рамку регулирования в этой сфере. Соответственно, это позволит расширять ее.

В общем эксперт очень положительно оценивает развитие сферы электронных публичных услуг.

Особенности предоставления электронной услуги

В законе прописали так называемый автоматический режим предоставления электронных услуг. Их можно получить без вмешательства чиновников.

«В этой части закон принципиально меняет лишь то, что вводит само понятие «автоматического режима предоставления электронной публичной услуги». По сути, речь идет о непосредственном взаимодействии субъекта обращения с информационной системой без участия чиновника», – объясняет юрист.

Сейчас уже действует немалое количество таких сервисов, например, реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, реестр должников, реестр прав на недвижимое имущество, реестр судебных решений и тому подобное.

Государство в смартфоне: как и где можно пользоваться цифровым паспортомГде принимают электронный паспорт и как им пользоваться, читайте в материале «Слово и дело».

Также в законе отдельно прописаны особенности предоставления электронных услуг без подачи заявления.

«Предоставление электронных публичных услуг может осуществляться без представления заявления... в случае события, которое является основанием для предоставления такой услуги по инициативе поставщика услуг на основании подтверждения от лица, которое согласилось на получение такой услуги», – сказано в законе.

Юрист пояснил, что конкретный перечень таких событий должен установить Кабмин.

«Могу предположить, что ими станут такие события как рождение, смерть, наступление совершеннолетия и т.д», – отметил Дубов.

Кроме того, новый закон вводит принцип «молчаливого согласия», согласно которому украинцы смогут получить электронную услугу, даже если в определенный срок другая организация не прислала информацию.

Кроме этого, предполагается также и комплексная электронная публичная услуга. То есть, можно будет получить несколько услуг по одному заявлению.

Что делать, если электронную информацию принимать не будут

Закон вступает в силу через три месяца, поэтому пока у госструктур будет время подготовиться к новым нормам. Однако, что делать, если после этого срока учреждение не может (или отказывает) выдать электронный документ или предоставить информацию?

Этот вопрос закон принципиально не решает, что означает необходимость требований/обжалований в общем порядке, объясняет юрист. В дальнейшем, во время наработки практики, эти нормы будут корректироваться.

Даже после принятия закона и вступления в силу, в дальнейшем будут возникать такие проблемные ситуации. Поэтому вполне вероятно, что надо быть готовым распечатать электронные документы.

В то же время закон запрещает отказываться давать доступ к данным, которые необходимы для электронной услуги: «Отказ в предоставлении доступа к документам и/или информации, необходимых для предоставления соответствующей публичной (электронной публичной) услуги, содержащиеся в соответствующих информационно-телекоммуникационных системах запрещен».

Отметим, закон вступает в силу через три месяца со дня опубликования. В течение этого времени Кабмин должен утвердить план мероприятий по переводу публичных услуг в электронную форму.

Напомним, ранее премьер-министр Денис Шмыгаль рассказал, когда Украина сможет перейти в режим «без бумаг».

Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.


Подписывайтесь на наш аккаунт в Telegram, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Поделиться:
АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО
Подпишитесь на наш канал