Анализируем выполнение президентской программы: соглашение об «открытом небе» с ЕС

Владимир Зеленский избегает ответа на вопрос, собирается ли он баллотироваться на второй срок. Несколько недель назад президент заявил, что об этом говорить еще рано, но «некоторые вещи» он хочет закончить. На пресс-конференции Зеленский также однозначного ответа не дал, при этом отметил, что «не хочет, чтобы его обещания просто остались в истории». О своей предвыборной программе Зеленский говорит часто, поэтому «Слово и дело» напоминает, какие в ней есть важные обязательства. Сегодня поговорим об обещании «подписать соглашение об «открытом небе» с Европейским Союзом».

История с подписанием соглашения о совместном авиационном пространстве с Евросоюзом тянется еще с конца 2007 года, когда Украина начала переговоры по этому вопросу. Цель соглашения – уравнять в некоторых правах украинские и европейские авиакомпании и взаимно открыть рынки авиаперевозок, как пассажирских, так грузовых и почтовых.

Подписание соглашения предусматривает, что в Украине начнут действовать европейские стандарты в сфере гражданской авиации – относительно защиты прав пассажиров, безопасности полетов, защиты окружающей среды и так далее.

Упрощение авиаперевозок между Украиной и ЕС будет проходить в два этапа. Сначала будут сняты ограничения для украинских перевозчиков на полеты между городами Евросоюза, а на втором этапе иностранным авиаперевозчикам разрешат совершать внутренние рейсы в Украине.

Тест соглашения об «открытом небе» с Евросоюзом был согласован в октябре 2013 года, летом 2014-го его уже хотели подписать. Препятствовал этому спор между Великобританией и Испанией о статусе Гибралтара, но разрешить его помог выход Британии из ЕС.

В 2018 году тогдашний министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что Украина рассчитывает подписать соглашение на следующий день после Brexit – 30 марта 2019-го. Однако выход Британии из Евросоюза состоялся позже, чем ожидалось.

В марте 2019-го в Евросоюзе заявили, что сроки подписания соглашения с Украиной не установлены. «Это политический процесс, и мы надеемся, что результаты будут скоро. Посмотрим. Этот процесс продолжается. Мы надеемся, это будет как можно скорее, но я не могу сказать точную дату», – говорил глава делегации по кооперации Украины с ЕС Штефан Шлеунинг.

В июле глава представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли сообщил, что соглашение будет подписано до конца 2019 года: «Мои коллеги в Брюсселе говорят, что сразу, как только произойдет Brexit, препятствия для подписания этого соглашения будут сняты. Как вы знаете, подписание было заблокировано из-за спора Испании и Великобритании о статусе Гибралтара. Поэтому, когда Великобритания выйдет из Евросоюза – этого спора внутри ЕС уже не будет. А значит, я надеюсь, что уже до конца этого года это произойдет».

Великобритания покинула Европейский Союз только 31 января прошлого года, и Украина рассчитывала подписать соглашение об «открытом небе» до конца 2020-го – на саммите «Восточного партнерства» в июне. Однако саммит перенесли из-за коронавируса.

Новым сроком подписания называли октябрь 2020-го, когда должен был пройти саммит Украина-ЕС. «Всем было известно о проблеме между Великобританией и Испанией из-за статуса аэропорта Гибралтара. С выходом Великобритании из ЕС эта проблема нивелирована. Сейчас идут последние технические переговоры. Свои формулировки о статусе аэропорта должна предоставить Испания. И у нас есть конкретная цель, чтобы во время саммита Украина-ЕС в октябре, это соглашение, наконец, было заключено», – говорил заместитель руководителя ОПУ Игорь Жовква.

Тогдашний министр инфраструктуры Владислав Криклий также говорил, что Украина будет настаивать на подписании соглашения в октябре. «Скажу откровенно, Европа с этим раньше больше торопилась – сейчас у них там накладывается и коронавирус. И они не понимают, как это будет экономически (все же просчитывают последствия любых подписанных договоров). И вопрос Великобритании до конца еще не решился – мы тоже были убеждены, что эта конфликтная история по Гибралтару будет решена и, наконец, мы сможем спокойно двигаться вперед, но оно в подвешенном состоянии. Поэтому мы еще в стадии переговоров, но госпожа Стефанишина, вице-премьер по европейской и евроатлантической интеграции, активно этим занимается. Мы уже несколько раз с Еврокомиссией общались о том, чтобы их подтолкнуть, чтобы на саммите подписать. По крайней мере, мы готовы. Здесь больше вопрос к ним», – сказал Криклий в интервью «Слово и дело».

Но и на саммите в октябре этого не произошло, хотя Владимир Зеленский заверил, что Украина получит «открытое небо». «После семи лет разных манипуляций наконец имеем четкое понимание, что Соглашение о совместном авиапространстве будет подписано в ближайшее время. Это – миллионы возможностей для более легких путешествий и контактов бизнеса. Конечно, после пандемии», – сказал президент.

Подписание соглашения срывалось еще несколько раз. Это не получилось сделать 11 февраля 2021-го на заседании Совета ассоциации Украина-ЕС, как сказал Криклий, «из-за бюрократии» в Евросоюзе. Затем Украина ожидала подписание документа во второй половине июня.

28 июня Совет Евросоюза, наконец, дал согласие на подписание соглашения об Общем авиационном пространстве с Украиной, Арменией, Тунисом и Катаром. Соглашение с Украиной, вероятно, будет подписано 12 октября во время саммита Украина-ЕС в Киеве.

Таким образом, Владимир Зеленский находится практически в шаге от выполнения обещания. После подписания соглашения «об открытом небе» его должны будут ратифицировать все страны Евросоюза. На это уйдет время, но в соглашении есть пункт об ускоренной процедуре, и оно сможет заработать в кратчайшие сроки.

Напомним, «Слово и дело» выпустило серию материалов по предвыборной программе Владимира Зеленского. Мы писали о таких обещаниях:

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО