Украина и Европейский союз 1 октября проведут саммит, отложенный из-за пандемии коронавируса. На саммите, как ожидают в Офисе президента, могут подписать соглашение об «открытом небе» с ЕС. Переговоры по договору завершились еще в 2013 году, но финальную точку не могут поставить до сих пор. «Слово и дело» разобралось подробнее в истории вопроса.
Инициативу о создании совместного авиационного пространства Европейская комиссия начала в конце 1999 года. 6 июня 2006 года соглашение было подписано почти всеми членами Евросоюза, а также Албанией, Боснией и Герцеговиной, Исландией, Македонией, Норвегией. В течение месяца к соглашению присоединились Косово, Словакия, Латвия, Сербия и Черногория.
Украина начала переговоры для заключения соглашения о совместном авиационном пространстве в декабре 2007 года. В октябре 2013 года текст договора был согласован, ожидалось, что подпишут его в июне 2014-го. Однако задержка произошла не по вине Украины: подписание соглашение было заблокировано из-за спора между Великобританией и Испанией о статусе аэропорта Гибралтара.
В этой ситуации на руку Украине сыграл Brexit. Референдум о выходе Великобритании из ЕС состоялся в 2016 году, через два года тогдашний министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что Украина рассчитывает подписать соглашение на следующий день после Brexit – 30 марта 2019-го.
Выход Великобритании из Евросоюза произошел позже изначально запланированной даты – 31 января 2020 года. После устранения этого препятствия Украина взяла курс на то, чтобы подписать соглашение об «открытом небе» до конца этого года. Планировалось, что это произойдет 18 июня на саммите Восточного партнерства, но его перенесли из-за пандемии коронавируса.
«Всем было известно о проблеме между Великобританией и Испанией из-за статуса аэропорта Гибралтара. С выходом Великобритании из ЕС эта проблема нивелирована. Сейчас идут последние технические переговоры. Свои формулировки о статусе аэропорта должна предоставить Испания. И у нас есть конкретная цель, чтобы во время саммита Украина-ЕС в октябре, это соглашение, наконец, было заключено», – заявил заместитель руководителя ОПУ Игорь Жовква.
Подписав соглашение об общем авиационном пространстве Украина возьмет на себя обязательства привести свое законодательство в сфере безопасности полетов, организации воздушного движения, защиты окружающей среды к европейским стандартам. После полной имплементации соглашения (на это, скорее всего, уйдет несколько лет) европейские перевозчики будут иметь неограниченные коммерческие права на выполнение перелетов внутри Украины, а также между аэропортами Украины и ЕС, а украинские перевозчики – между Украиной и ЕС и между странами Евросоюза. Подписание соглашения должно дать толчок развитию авиасообщения в Украине, а повышение конкуренции будет способствовать снижение цен на билеты.
Напомним, ранее мы писали о том, как выполняется Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС.
Кроме того, «Слово и дело» изучило, какие требования для углубления партнерства выдвигало Украине НАТО.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»