Анализируем выполнение президентской программы: достойные зарплаты для честных чиновников

Окружение президента в последнее время активно использует тезис о том, что Владимир Зеленский выполняет предвыборные обещания. Вполне возможно, что так Зеленский готовится ко второму сроку – однозначного ответа, будет ли он снова баллотироваться, глава государства все еще не дал. Раз программа президента находится под таким пристальным вниманием, «Слово и дело» напомнит, какие важные обязательства в ней были. Сегодня поговорим об обещании «честные чиновники получат гарантированные достойные зарплаты».

Как и некоторые другие обещания в программе Зеленского, например, сделать профессии врача и учителя престижными и высокооплачиваемыми, это обещание тоже довольно неконкретное.

Допустим, с понятием «честные чиновники» все ясно. До этого президент в программе обещает нулевую толерантность к коррупции и открытые, прозрачные конкурсы на должности, значит предполагает, что вскоре чиновников-коррупционеров в госаппарате не будет – все будут честными.

Но что значит «достойная заработная плата»? Очевидно, для каждого человека это какая-то своя сумма – универсального определения нет.

Из чего должна состоять зарплата чиновников прописано в законе «О государственной службе». «Государство обеспечивает достаточный уровень оплаты труда государственных служащих для профессионального выполнения должностных обязанностей, поощряет их к результативной, эффективной, добропорядочной и инициативной работе», – говорится в законе.

Зарплата госслужащего состоит из:

  • должностного оклада;

  • надбавки за выслугу лет (3% от оклада за каждый календарный год стажа, но не больше 50% оклада);

  • надбавки за ранг государственного служащего;

  • премии (в случае установления).

Также чиновнику могут выплачивать надбавку за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего госслужащего или за нагрузку в связи с выполнением обязанностей по вакантной должности. Может выплачиваться также компенсация за работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне.

Кроме того, госслужащим может предоставляться материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов – один раз в год в размере среднемесячной зарплаты на основании личного заявления. К ежегодному отпуску чиновник может рассчитывать на денежную помощь, тоже в размере среднемесячной зарплаты.

Насколько достойными с такой формулой получаются зарплаты чиновников, можно проверить на примере членов правительства и руководителей антикоррупционных органов – «Слово и дело» ежемесячно отслеживает их зарплаты (а также глав областных администраций).

Например, в августе Денис Шмыгаль и его министры заработали в среднем 50-70 тысяч гривен. В июле благодаря надбавкам, материальной помощи и отпускным зарплаты некоторых министров доходили до 135 тысяч гривен, а их заместителей – до 175 тысяч. В частности, в Министерстве социальной политики заместители получили премии, отпускные, материальную помощь на оздоровление, а некоторые – одноразовое вознаграждение.

Еще больше зарабатывают руководители антикоррупционных органов, которые тоже получают разные надбавки. Например, в августе и.о. главы Специализированной антикоррупционной прокуратуры Максиму Грищуку начислили около 326 тысяч гривен, почти столько же директору НАБУ Артему Сытнику. А в июле Сытник и глава НАПК Александр Новиков заработали больше 400 тысяч.

Отслеживать зарплаты чиновников на нашем сайте можно здесь.

Цифры, на первый взгляд, действительно заоблачные, особенно если учесть, что средняя зарплата в Украине по состоянию на август 2021-го составляла 14,3 тысячи гривен. Но стоит признать, что высокая зарплата чиновника – один из «предохранителей» против коррупции.

В начале прошлого года из-за высоких зарплат украинских топ-чиновников уже был скандал. Тогдашний премьер-министр Алексей Гончарук заявил, что при высоких зарплатах госслужащих в стране не будет теневых схем и коррупции: «Министры – государственные топ-менеджеры, их работа должна соответственно вознаграждаться и, безусловно, на них возложена большая ответственность за результаты их работы. Госслужащие всех уровней должны получать достойную зарплату, чтобы у них не было соблазна злоупотреблять своим служебным положением».

До этого еще министр юстиции Денис Малюська жаловался на низкую зарплату, а Дмитрий Дубилет (уже экс-министр Кабмина) называл это одной из проблем, почему профессионалы не хотят идти на госслужбу. «Сейчас среди министров и заместителей министров много разговоров идет о том, что они просят большую зарплату, официальную зарплату, конечно, потому что в действительности многие из них пришли из частного сектора. Они видят, что в частном секторе они могли бы получать в 10, в 20 раз больше, чем сейчас. И им действительно сложно поддерживать свои семьи», – говорил Дубилет.

Таким образом, учитывая, что зарплатами чиновников недовольны и они сами, и общество, назрела реформа. Ее начали нарабатывать с начала 2021 года и с 2023-го во всех государственных органах будет единая система оплаты труда.

Национальное агентство по вопросам государственной службы, которое занимается реформой, считает действующую систему оплаты труда устаревшей и неэффективной. В системе 11 составляющих, а оклад составляет только 39-49%, половина выплат – вариативные. Недостаток в том, что их, как правило, определяет руководитель, часто опираясь не на результаты работы, а на собственное субъективное видение и отношение к сотруднику.

После реформы, как утверждают в НАГС, уровень зарплаты госслужащего будет зависеть от результатов его работы. Кроме того, заработная плата постепенно будет приближена к рыночной – это будет мотивировать сотрудников и привлекать больше высококвалифицированных специалистов.

Какие будут изменения:

  • внедрят классификацию должностей государственной службы – по направлениям деятельности, уровню ответственности, сложности обязанностей с присвоением соответствующих классификационных кодов;

  • уменьшится количество составляющих заработной платы – повысят роль должностного оклада вместе со снижением дискреции руководителя на размер заработной платы;

  • не меньше 70% зарплаты будет четкой составляющей, не более 30% – дополнительная доля, которая будет зависеть от личного вклада государственного служащего в общий результат работы путем установления премии.

Модель классификации должностей предусматривает:

  • 28 профессиональных семей должностей;

  • 9 уровней ответственности – от первого руководящего уровня до начального профессионального уровня;

  • 3 уровня юрисдикции – центральный уровень, областной, районный.

«Реформа оплаты труда – это не для того, чтобы кому-то уменьшить зарплаты, а для того, чтобы выровнять заработную плату, чтобы получить конкурентную государственную службу, где служение будет на первом месте. Но это не значит, что служение должно побуждать к получению неправомерного вознаграждения», – сказал министр Кабмина Олег Немчинов.

По словам Немчинова, во многих центральных органах власти из-за низкой зарплаты руководители вынуждены держать вакантными должности только для того, чтобы в виде премий платить работникам большую зарплату. Глава НАГС Наталья Алюшина заявила, что «есть государственные органы, где 73% держат вакантных должностей».

Что получается в итоге. В Украине до 2023 года должны реформировать систему оплаты труда государственных служащих. Размер их зарплат не уменьшится, а схема оплаты труда станет более понятной и современной. Как утверждают в Агентстве по вопросам государственной службы, благодаря реформе достойные зарплаты будут получать не только топ-чиновники, но и рядовые служащие.

Напомним, «Слово и дело» выпустило серию материалов по предвыборной программе Владимира Зеленского. Мы писали о таких обещаниях:

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО