Ремонт дорог сейчас одна из топ-тем в Украине. В рамках «Большого строительства» на дорожную инфраструктуру выделяют миллиарды гривен, министры и чиновники обещают отремонтировать тысячи километров. Надо признать, это дает свои плоды: по итогам 2020 года Украина поднялась на 20 позиций в общем рейтинге качества дорог. Обновление дорожной инфраструктуры невозможно без законодательной поддержки. «Слово и дело» сегодня предлагает посмотреть, какие законопроекты по дорогам регистрировали разные политсилы.
Аудит дорог и весовой контроль: что предлагали «слуги народа»
Пропрезидентская партия, естественно, поддерживает все, что связано с «Большим строительством» и обновлением дорог. Поэтому у «слуг народа» больше всего принятых законопроектов по этой теме.
Одну из самых резонансных инициатив парламент принял в июне прошлого года – внесение изменений в госбюджет (№3509). Авторами законопроекта выступили Юрий Аристов, Евгения Кравчук, Александр Трухин, Вадим Струневич, Елена Шуляк, Александр Скичко, Василий Мокан и Артем Культенко.
Депутаты предложили выделить 35 млн грн из Фонда борьбы с коронавирусом на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог. В пояснительной записке говорилось, что строительство дорог поможет создать дополнительные рабочие места и снизить уровень безработицы из-за распространения COVID-19. Кроме того, улучшение транспортного сообщения поможет своевременно оказывать медицинскую помощь населению.
Еще один закон «Слуги народа» по дорогам был принят в конце 2019 года – о введении среднесрочного планирования развития и содержания автомобильных дорог (№1041). Один из его авторов – Александр Кубраков – ныне глава «Укравтодора».
Закон предусматривает, что Кабмин утверждает целевую экономическую программу развития автомобильных дорог госзначения на соответствующий период. Также предусматривает предоставление субвенции из госбюджета местным бюджетам на финансирование, в том числе, проектно-изыскательских, научно-исследовательских работ, функционирование информационно-аналитических систем, паспортизации технического надзора, обследование состояния дорог.
Принят также законопроект №1047 относительно осуществления габаритно-весового контроля на дорогах. Теперь за перегруженный автомобиль действуют штрафы: за превышение весовой нормы на 5%-10% – 500 необлагаемых минимумов, на 10-20% – тысяча необлагаемых минимумов, более чем на 20% – 2 тысячи необлагаемых минимумов. Деньги от штрафов идут в Дорожный фонд Украины.
Не прошел в Раде законопроект №3544 о введении платы за использование дорог общего пользования. Несколько депутатов предлагали ввести систему сбора платы за проезд по дорогам транспортными средствами с максимальной разрешенной общей массой 12 т и более с помощью спутниковых технологий. Все это для увеличения доходов Дорожного фонда. Но инициативу сняли с рассмотрения.
Одобрил парламент законопроект №1061 авторства Кубракова об управлении безопасностью дорог. Закон предусматривает введение аудита безопасности дорог – независимой, технической оценки влияния проектных решений на безопасность. Аудит осуществляется: на всех стадиях проектирования, на стадии строительства и ввода в эксплуатацию. Такая проверка обязательная на международных и национальных автомобильных дорогах.
Какие законопроекты по дорогам регистрировали «Батькивщина» и «За майбутнє»
Депутат Сергей Евтушок предложил внести изменения в Бюджетный кодекс относительно создания дополнительных источников финансирования дорожного хозяйства и финансирования мероприятий по обеспечению безопасности на автомобильном транспорте (№3909). Он предложил создать дополнительные источники финансирования за счет административно-хозяйственных штрафов за нарушение законодательства об автомобильном транспорте (отказ от габаритно-весового контроля, ответственность грузоотправителя за нарушения при заполнении товарно-транспортной накладной).
«Также проектом акта создаются условия органам местного самоуправления для осуществления габаритно-весового контроля в автоматическом режиме на улицах и дорогах городов и других населенных пунктов», – говорилось в пояснительной записке. Законопроект сняли с рассмотрения в феврале этого года.
Сергей Минько из группы «За майбутнє» предлагал Верховной раде законопроект №2353 – внесение изменения в законодательство относительно отдельных вопросов осуществления габаритно-весового контроля на улицах и дорогах городов и других населенных пунктов.
Нардеп хотел наделить административные комиссии при исполнительных органах городских советов полномочиями по рассмотрению дел о наложении административно-хозяйственных штрафов за превышение габаритно-весовых норм при перевозке груза на улицах и дорогах городов и населенных пунктов. А штрафы направлять в общий фонд местных бюджетов. Законопроект вернули Минько на доработку.
Финансирование дорожных фондов и запрет на въезд грузовикам: совместные инициативы политсил
Относительно дорог в Верховой раде большое количество законопроектов, авторами которых являются нардепы из разных фракций и групп.
В комитете сейчас находится законопроект №4606 о внесении изменений в Бюджетный кодекс относительно порядка распределения поступлений от правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме в пределах населенных пунктов. Среди авторов – большинство депутатов «Голоса», но есть несколько «слуг народа», нардепов от «Европейской солидарности», «Батькивщины» и «Оппозиционной платформы».
Парламентарии предложили, чтобы 50% поступлений от административных штрафов направлялись в соответствующие местные бюджеты. Это, по их мнению, будет стимулировать местные власти устанавливать системы автоматической фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
В первом чтении Рада поддержала законопроект №3742, среди его авторов депутаты от «Батькивщины», ОПЗЖ, «Европейской солидарности» и группы «Довіра». Законопроект законодательно закрепляет автоматическую фиксацию нарушений габаритно-весового контроля, устанавливает ответственность грузоотправителя за эти нарушения. Также расширяются полномочия «Укртрансбезопасности» – предоставляется право взимать в судебном порядке плату за проезд для грузовиков, нарушающих габаритно-весовые параметры.
Сняли с рассмотрения законопроект №2296 («Слуга народа», ОПЗЖ и «Европейская солидарность») относительно предотвращения неблагоприятного воздействия загрязнения воздушной среды на здоровье населения. Депутаты предлагали запретить въезд грузового транспорта массой свыше 8 тонн на территорию городов с численностью населения 250 и более тысяч человек – с 6 до 11 утра и с 17 до 21 часа.
Вернули на доработку депутатам от «Слуги народа» и «Довіри» законопроект №2779 о дополнительных источниках наполнения территориальных дорожных фондов. Нардепы предлагали установить такие источники формирования доходов территориальных дорожных фондов:
субвенция из госбюджета;
50% перевыполнения плановых показателей по таможне;
13,44% акцизного налога с произведенного в Украине горючего;
44% акцизного налога с ввезенного на таможенную территорию Украины горючего;
100% транспортного налога и 100% сбора за места для парковки;
40% поступлений от админштрафов за нарушение безопасности дорожного движения и 40% – за нарушение правил парковки;
местные заимствования, привлеченные для развития сети и содержания автомобильных дорог.
Напомним, ранее мы писали, какие законопроекты политические силы подавали по: тарифам, повышению пенсий, изменению прожиточного минимума, преодолению последствий коронавируса, переселенцам, экологии, защите здоровья нации, поддержке студентов, защите прав людей с инвалидностью.
Александра Худякова, Сергей Михальков, специально для «Слово и дело»
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»