В мае этого года в Украине должен вступить в силу закон об олигархах, и в конце того месяца Совет нацбезопасности и обороны может назвать первых бизнесменов, которые получат это «почетное звание». По словам Алексея Данилова, есть больше 13 кандидатов. Тем, кто получит статус «олигарх» и будет внесен в специальный реестр, запрещается поддерживать политические партии, участвовать в приватизации, а также нужно будет подавать декларацию. К такому удару Владимир Зеленский шел на протяжении двух лет своего президентства. В самом начале каденции он собирался «выжать» из олигархов по максимуму для государства, а вот теперь объявил им войну. Как менялись позиция и обещания Зеленского – в материале «Слово и дело».
2019 год: встречи с большим бизнесом и обещания ликвидировать монополии
Во время предвыборной кампании, да и после нее тоже, Владимира Зеленского неоднократно называли «марионеткой» Игоря Коломойского. «Я никакая не игрушка в руках Коломойского, и не был игрушкой в руках ни одного олигарха. Когда говорят, что я чья-то игрушка, это неправда. Это делают СМИ, принадлежащие другим группам», – отрицал Зеленский во время предвыборной кампании. Он заверял, что какие расследование против олигархов прекращены не будут, а он не станет планом «Б» для них.
Зеленский также пообещал, что представители крупного бизнеса не будут влиять на его политику как президента.
Сам Коломойский неприкрыто радовался победе Зеленского на президентских выборах и вернулся из-за границы, где жил последние несколько лет, пока главой государства был Петр Порошенко.
Свои отношения с Зеленским Коломойский описывал как «очень хорошие». «Я считаю, что у нас очень хорошие отношения. Но они образовались на протяжении какого-то длительного срока, последних 7 лет общения на фоне производства их (студии «Квартал 95» – ред.) контента, который транслировался у нас», – рассказывал олигарх в мае 2019-го.
Одно из опасений после победы Зеленского касалось судьбы ПриватБанка, который был национализирован в конце 2016 года. Впрочем, Зеленский заверил, что в собственность Коломойского банк не вернется, впоследствии он это обещание выполнил.
В начале каденции основной месседж, который Владимир Зеленский посылал олигархам, звучал как-то так: «Вы должны поработать на Украину». В первые месяцы он провел несколько встреч с олигархами, в частности, в июне в Офисе президента побывали Ринат Ахметов, Игорь Коломойский и Виктор Пинчук.
«С большим бизнесом мы собираемся встретиться. Это будет в июне. Будем говорить о развитии Донбасса. У нас есть план – мы предлагаем бизнесу инвестировать именно в Донбасс, в инфраструктуру Донбасса», – говорил президент.
По итогам встречи он рассказал, что бизнесмены взяли на себя некие обязательства: Пинчук будет заниматься проблемами и социальной помощью военным, Ахметов – вкладывать деньги в медицину, дороги и инфраструктуру Донбасса, Коломойский – тоже вкладывать деньги в инфраструктуру Донбасса.
Летом совместно с Фондом Ахметова был реализован проект по обеспечению городов и сел автомобилями скорой помощи, всего было передано 200 машин. Зеленский лично передавал первую партию авто и отметил, что она куплена «не за бюджетные деньги, а по договоренности с меценатами».
Несмотря на то, что Ахметов был назван «меценатом», по словам президента, для бизнесмена были и другие результаты встречи: так, Зеленский заверил, что компания ДТЭК перестанет быть монополистом на рынке электроэнергии. Обещание, к слову, до сих пор не выполнено.
Кроме того, Зеленский обещал презентовать Ахметову «инвестиционный документ» для финансирования медицины, «чтобы он вкладывался, хотя он об этом еще не знает, чтобы он вкладывал большие деньги в медицину».
В сентябре в ОПУ произошла встреча Зеленского с Коломойским. Как сообщили в пресс-службе президента, стороны обсудили вопросы ведения бизнеса в Украине и энергетическую сферу.
После Зеленский рассказал, с Коломойским он говорил об отмене монополии, снижении тарифов на коммунальные услуги и о «Центрэнерго». «Говорили, что все должны жить по правилам, монополии не будет. Для всех. И в том числе для господина Коломойского», – сказал президент и выразил уверенность, что Коломойский его «услышал».
Кстати, еще до вступления в должность Зеленский пообещал, что все отношения с бизнесменами будут прозрачными – «никаких кулуарных переговоров, ночных визитов в АП и скрытых договоренностей». В реальности политика оставалась такой же, как и у предшественников. Про все встречи с Коломойским, Ахметовым и другими общество узнавало постфактум, ни стенограмм, ни видео встреч не было.
На первом пресс-марафоне в октябре 2019-го Зеленский довольно четко описал, чего он хочет от украинских олигархов: «Я готов в любое время с любым олигархам сесть, поговорить, готов ко мне взять людей из правительства, которые знают все цифры, Национальный банк. Готов говорить с любым олигархом, потому что они стали очень богатыми в нашей стране и потому они должны поработать на нашу страну». В том, что они согласятся, глава государства не сомневался.
2020 год: «антиколомойский» закон и «медовый месяц» с Ахметовым
Первая половина 2020-го ознаменовалась охлаждением отношений Владимира Зеленского и Игоря Коломойского – все из-за ПриватБанка.
В условиях коронакризиса Украине была крайне необходима помощь Международного валютного фонда. Одним из условий предоставления транша было принятие банковского (или «антиколомойского») закона. Его суть – сделать невозможным отмену решения о национализации или ликвидации банка, а также возвращение несправедливой компенсации из бюджета их предыдущим владельцам. Таким образом, бывшие владельцы ПриватБанка не смогли бы не только претендовать на возвращение их бывшей собственности, но и на компенсацию.
Закон, хотя и с огромными трудностями, удалось принять. Между первым и вторым чтением депутаты из так называемой «группы Коломойского» пытались заваливать инициативу тысячами правок, но это препятствие удалось устранить путем внесения изменений в законодательство.
Весной, когда началась пандемия коронавируса, Зеленский снова собрал в ОПУ представителей большого бизнеса – Ахметова, Коломойского, Александра Ярославского, Андрея Веревского, Юрия Косюка. В Офисе президента сообщили, что бизнесмены согласились с предложениями Зеленского и пообещали оказать всю необходимую помощь государству в осуществлении превентивных мер по противодействию распространению вируса. В частности, Ахметов направил на это 300 млн грн.
Отдалившись от Коломойского, Зеленский и его окружение сблизились с Ахметовым. Президент, его депутаты и топ-чиновники стали частыми гостями на телеканалах олигарха; журналисты писали о возможных встречах людей из ближайшего окружения Зеленского с Ахметовым. Также премьер-министром был назначен Денис Шмыгаль – бывший менеджер ДТЭК. «Они (олигархи – ред.) владеют 70–80% активов в Украине. Каждый менеджер в Украине работал на кого-нибудь из них или каким-то образом связан с кем-то из них. Они ведь нанимают лучших – мы должны это понимать», – отреагировал на это глава государства.
Кроме того, СМИ писали, что Ахметов финансирует пропрезидентскую фракцию «Слуга народа», ежемесячно выделяя до 2,5 млн долларов. И в Офисе президента, и в пресс-службе олигарха это естественно отрицали.
Несмотря на это, сам Владимир Зеленский пригрозил распустить парламент, как только монобольшинство «начнет лоббировать чьи-то коммерческие интересы: «Как только они не будут голосовать, не захотят, если они будут лоббировать интересы той или иной – мы понимаем, о чем я сейчас говорю, – коммерческой группы влияния на политику Украины, в то же время, не думая даже ни о чем, я буду распускать парламент».
А в конце года прозвучал первый предвесник будущей деолигархизации. Зеленский заявил: «В нашей стране политика – это иногда параллель с бизнесом. Пока что. Когда-то мы с этим покончим».
2021 год: старт «Большой деолигархизации»
Прошлый год начался неудачно для депутата от «Оппозиционной платформы – За жизнь» Виктора Медведчука: по решению СНБО были заблокированы телеканалы «112 Украина», NewsOne, ZIK. Это при том, что в начале каденции Зеленский обещал «не закрывать никакие каналы, потому что у него нет прав и полномочий».
«Санкции – тяжелое решение. Украина решительно поддерживает свободу слова. Но не пропаганду, финансируемую страной-агрессором, подрывающей Украину на ее пути к европейской и евроатлантической интеграции. Борьба за независимость – это борьба в информационной войне за правду и европейские ценности», – заявил после подписания указа Зеленский.
Против Медведчука были применены и другие меры. Нардепа обвинили в государственной измене, СНБО ввел в отношении него и его супруги Оксаны Марченко санкции, в госсобственность решили вернуть «трубу Медведчука».
В марте США ввели санкции против олигарха Игоря Коломойского, Владимир Зеленский их публично поддержал. «Мы поддерживаем это решение и работаем над тем, чтобы вернуть в Украину средства, чтобы вернуть в Украину справедливость. Ее главный принцип заключается в том, что мы четко видим разницу, в чем заключается большой бизнес и олигархический класс. А вот фамилии здесь не имеют никакой разницы. Это Медведчук, Коломойский, Порошенко, Ахметов, Пинчук, Фирташ или любой другой. Важно одно – ты готов работать законно и прозрачно или хочешь и впредь создавать монополии, контролировать средства массовой информации, влиять на депутатов и других государственных служащих. Первое – поддерживается, второе – заканчивается», – заявил президент.
А через месяц Зеленский анонсировал внесение в парламент законопроекта об олигархах, что и было сделано в начале лета.
«Как бизнес-акулы, вы должны иметь сильные ощущения. Странно, что вы не чувствуете, что страна поменялась и начинает новую историю. По новым правилам. Даже не так. Просто – по правилам. Вы можете принять их. Быть большим, прозрачным бизнесом при содействии государства, а не за счет государства. Бизнесом, платящим налоги, а не «откаты». Который финансирует благотворительные проекты, а не группу депутатов. Который умножает свой капитал не потому, что делит и отнимает у страны. Всех, кто готов работать так и только так – добро пожаловать. А те, кто не захочет жить и работать по новым и честным правилам игры, окажутся вне игры», – обратился Зеленский к олигархам.
«Этот законопроект – первое решение за все 30 лет независимости, демонстрирующее наше отношение к олигархической системе. Он утверждает: да, в Украине есть олигархи. Да, они влияют на политику. И, да – этого больше не будет», – подчеркнул он.
Для того, чтобы признать человека олигархом, согласно закону, он должен соответствовать нескольким критериям: иметь значительное влияние на СМИ; участвовать в политической жизни; быть конечным бенефициарным владельцем предприятия, который занимает монопольное положение на рынке; иметь подтвержденную стоимость активов более чем 2,3 млрд грн.
В Украине будет реестр олигархов, вести который будет СНБО. Если человек попадает в реестр, к нему будут применяться некоторые ограничения: будет запрещено делать взносы в поддержку политических партий, участвовать в большой приватизации, нужно будет подавать декларацию о доходах. А госслужащие, которые контактировали с олигархом или его представителем, будут обязаны подать «декларацию о контактах». Закон вступит в силу в мае.
«В мае 2022 года появится максимально четкая красная линия — для тех, кто считает еще с 90-х годов, что государство — их личная собственность. Начнет действовать антиолигархический закон. Это самый мощный шаг для детенизации экономических и политических отношений в Украине. Этот шаг уже сделан, и обратно его не отыграть, что бы ни пытались сделать господа олигархи. Можете объединяться в бизнесе, но никаких заговоров и схем, чтобы слить государство, никто вам больше не простит. И покупать политиков, чтобы выбивать себе экономические привилегии, у вас больше не получится. Закон один для всех», – заявил президент.
На фоне принятия антиолигархического закона, а также ресурсного закона у Зеленского быстро ухудшились отношения с Ахметовым. В мае во время своей пресс-конференции президент публично обвинил один из телеканалов олигарха в манипуляциях. Затем СМИ писали со ссылкой на источники, что после того, как СНБО начал массово вводить санкции, тональность общения окружения президента с бизнесменом резком поменялась, что не могло ему понравится.
Осенью отношения еще больше обострились. Представители власти проигнорировали приглашение на эфир «Свободы слова Савика Шустера», где должны были обсуждать «вагнеровцев». А после партия «Слуга народа» и вовсе заявила, что больше не будет принимать участие в эфирах каналов Ахметова – «Украина» и «Украина 24».
«Сегодня наша команда приняла совместное решение – игнорировать медиа, которые владелец намеренно превращает в свой корпоративный громкоговоритель для шантажа государства и общества. Если владелец считает выгодным для себя такое искажение журналистики, чтобы на его каналах происходили только проплаченные или сманипулированные в корпоративных интересах ДТЭК дискуссии, то сбалансированное участие любых независимых от олигарха политиков там просто невозможно», – заявили в партии. В СН также отметили, что на телеканалах распространяются фейки и оскорбляют тех, «кто мешает олигарху». Теперь же на телеканалах Ахметова постоянные гости – оппоненты власти.
Через несколько дней после этого на пресс-марафоне Зеленский заявил, что Ахметова якобы втягивают в участие в государственном перевороте. Однако никаких подробностей далее не последовало, а бизнесмен обвинения отрицает.
Как видим, риторика Владимира Зеленского по олигархам прошла «эволюцию»: от принуждения к сотрудничеству до намерений – или вернуть их бизнес в правовое поле, или уничтожить. Теперь, как заявил в конце года президент, «олигархи должны договариваться с государством, а не наоборот».
Но стоит заметить, что это только публичная риторика. Что происходит в кулуарах, есть ли у власти какие-то договоренности с представителями большого бизнеса, мы не знаем.
Напомним, что на инфографике можно посмотреть, какие судебные решения в 2021 году были приняты в пользу компаний олигархов.
Александра Худякова, Виктор Гаврилюк, специально для «Слово и дело»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»