На сайте Верховной рады Украины появился текст законопроекта об олигархах, который президент Владимир Зеленский подал как неотложный. Согласно документу, закон о деолигархизации будет действовать в течение 10 лет, а реестр олигархов будет вести СНБО. Как президент предлагает бороться с олигархией и удастся ли ему это сделать, разбиралось «Слово и дело».
Как будут определять олигархов
Олигархами будут считать тех лиц, которые отвечают по крайней мере трем из четырех критериев:
- участвуют в политической жизни;
- имеют значительное влияние на средства массовой информации;
- являются конечными бенефициарными владельцами монополии;
- подтвержденная стоимость активов превышает 1 млн прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года ‒ около 2,27 млрд грн.
Доктор юридических наук и эксперт Центра политико-правовых реформ Борис Малышев отмечает, что законопроект не исключает возможность внесения в реестр лиц, имеющих гражданство другой страны.
«Человек может не участвовать в политической жизни страны, что иногда предусматривает наличие украинского гражданства, но при этом подпадать под три других определения», ‒ объясняет эксперт.
По его словам, непонятно, почему президент предлагает принять законопроект сроком на десять лет и для чего существует пункт о введении его в действие через полгода после подписания.
«Здесь даже не вопрос о том 5, 10 или 15 лет, а более интересно, зачем вообще установлены временные ограничения. Если целью законопроекта является преодоление влияния олигархов на политику, то для чего прекращать его действие? Непонятно», ‒ отметил Малышев.
Кто будет вести реестр олигархов
Решение о признании лица олигархом будет принимать Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) на основании представления Кабинета министров, члена СНБО, Национального банка (НБУ), Службы безопасности Украины (СБУ) или Антимонопольного комитета (АМКУ).
После принятия соответствующего решения, лицо включают в реестр олигархов, где будут указаны следующие данные:
- решение СНБО о признании лица олигархом и обстоятельства, обосновывающие принятие такого решения;
- фамилия, имя и отчество олигарха;
- декларации о контактах с олигархом или его представителями;
- решение СНБО об исключении лица из Реестра и обстоятельства, обосновывающие принятие такого решения (вносится не позднее 3 дней со дня вступления в силу соответствующего решения).
Какие ограничения накладываются на олигархов
Лицам, которые включены в Реестр олигархов запрещается осуществлять взносы (прямо или опосредованно через других лиц) в поддержку политических партий, а также быть покупателем (бенефициаром покупателя) в процессе приватизации объектов большой приватизации.
Борис Малышев отмечает, что законопроект ориентирован на то, чтобы лишить этих олигархов влияния на политику и общественное мнение.
«Учитывая многолетний опыт выборов, мы видим, что олигархи научились финансировать партии или митинги обходным путем. Поэтому эти риски сохраняются и сегодня, даже при условии подписания упомянутого законопроекта. Поэтому здесь уже вопрос к СНБО, как они будут отслеживать финансирование и что считать достаточным основанием для включения лица в реестр», ‒ пояснил эксперт Центра политико-правовых реформ.
Олигархи будут декларировать свои доходы
С момента вступления закона в силу олигархи будут подавать декларацию в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК).
Также закон вводит понятие «декларации о контактах», которую будут обязаны подавать все публичные госслужащие, если они контактировали с олигархом или его представителем, речь идет о личных встречах или онлайн-общении.
Исключением являются официальные мероприятия, ход которых отображается в режиме прямой трансляции по радио, телевидению или через Интернет; судебные заседания; официальные мероприятия (совещания), инициированные органами госвласти, информация о которых (с указанием полного перечня участников и предмета обсуждения) размещена на официальном веб-сайте соответствующего органа госвласти.
Олигархи и их представители обязаны перед началом встречи (беседы) сообщать публичным служащим о том, что они включены в реестр олигархов.
Доктор юридических наук отмечает, что такая декларация несколько напоминает положения законов о лоббизме в некоторых государствах. Там зарегистрированные лоббисты также должны подавать информацию о контакте с госслужащими, а в Украине предлагается обратная ситуация.
«В документе говорится, что такую декларацию будет подавать госслужащий. То есть именно он должен отчитываться о встрече с олигархами, а также указывать дату и краткое содержание разговора. Такие нормы не ограничивают прав человека на свободу общения и ничего не запрещают, а просто обязывают должностное лицо отчитываться о предмете коммуникации», ‒ отметил Борис Малышев.
Если госслужащий не подаст соответствующую декларацию, то это послужит основанием для привлечения его к политической и (или) дисциплинарной ответственности.
Как олигарху выйти из реестра
Решение об исключении лица из Реестра олигархов принимается в случае установления факта отсутствия у такого лица не менее двух признаков из 4, предусмотренных в законе.
При этом признак значительного влияния на СМИ не считается отсутствующим в случае, если статус бенефициара (контроллера) соответствующего СМИ перешел от олигарха к связанному с ним лицу, или лицу, не обладающему безупречной деловой репутацией.
Порядок проведения проверки деловой репутации покупателя (потенциального покупателя) СМИ утверждается Нацсоветом по вопросам телевидения и радиовещания.
Ранее политолог Александр Радчук дал прогноз, удастся ли ограничить влияние олигархов на политику с помощью нового закона.
Также «Слово и дело» собрало все обещания президента и нардепов, которые говорили, что будут бороться с олигархами.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»