«Круглый стол»: где политические силы предлагают создавать свободные экономические зоны

Читати українською
Депутаты предлагают создать свободные экономические зоны на Закарпатье, на Донбассе, в Одесской и Херсонской областях.
Слово и дело

Власти в последнее время активно обсуждают возможное создание свободных экономических зон на территории Украины. Президент Владимир Зеленский спрашивал, стоит ли создать СЭЗ на Донбассе, а руководитель ОПУ Андрей Ермак обещал создать такую зону не только на Востоке, но и на Западе Украины. Кроме того, пытаются «оживить» создание индустриальных парков – их хотят включить в программу «Большое строительство». «Слово и дело» предлагает посмотреть, где народные депутаты предлагали ввести специальные экономические зоны, а также как они видят функционирование индустриальных парков.

Для начала разберемся в определениях. Свободная экономическая зона – это часть территории страны, выделенная из общей таможенной границы, в ее рамках действует особый режим управления и льготные условия деятельности, а также налоговые преференции для местных предпринимателей и иностранных фирм.

Внефракционные нардепы предложили создать свободную экономическую зону на Донбассе

Еще до опроса, инициированного Владимиром Зеленским, свободную экономическую зону на Донбассе предложили создать внефракционные депутаты.

В самом начале работы ВР IX созыва депутаты Вадим Новинский, Дмитрий Шпенов, Сергей Магера, Муса Магомедов, Виктория Гриб зарегистрировали в Раде законопроект «О создании и функционировании свободной экономической зоны «Донбасс» (№1093).

«Законопроект разработан из-за крайней необходимости закрепления на законодательном уровне ряда таможенных и налоговых льгот, которые будут иметь отдельные районы Донецкой и Луганской областей, в которых проводится антитеррористическая операция, для восстановления объектов промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры, жилищного фонда, переориентации промышленного потенциала, создания новых рабочих мест, ускорения в целом социально-экономического развития указанных регионов», – говорится в пояснительной записке.

Инициатива предусматривает:

  • на три года, следующих за годом создания СЭЗ, освобождается от налогообложения прибыль вновь созданных предприятий, у которых размер доходов в течение годового отчетного периода нарастающим итогом не превышает 50 млн грн и в которых средняя численность работников в течение этого периода не менее 40 человек (а их зарплата не меньше трех минимальных);

  • на период функционирования СЭЗ «Донбасс» для обеспечения реализации совместных социально-экономических и культурных программ территориальных общин сел, поселков и городов Донецкой и Луганской областей в доходы их бюджетов, которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся налоговые поступления по общегосударственным налогам и сборам, определенным в статье 9 Налогового кодекса Украины, кроме НДС;

  • на период функционирования СЭЗ единый взнос не уплачивается его плательщиками, состоящими на учете в органах доходов и сборов, расположенных на территории населенных пунктов, на которые распространяется правовой режим свободной экономической зоны «Донбасс»;

  • на территории СЭЗ «Донбасс» может применяться мультивалютный режим, по которому для оплаты стоимости товаров (работ, услуг), которые продаются в рамках СЭЗ, используется как гривна, так и валюты иностранных государств.

Вместе с этим законопроектом нардепы подали изменения в Налоговый, Таможенный и Бюджетный кодексы. Весь этот пакет парламент еще не рассматривал.

СЭЗ «Туристическое Закарпатье»: законопроект от «слуги народа» Устенко

В июне прошлого года член фракции «Слуга народа» Алексей Устенко зарегистрировал законопроект «О специальной (свободной) экономической зоне туристско-рекреационного типа «Туристическое Закарпатье» (№3701). Инициатива все еще прорабатывается в комитете.

Устенко предложил на 10 лет – с 1 января 2021 года до 31 декабря 2030 года – создать в административно-территориальных границах Закарпатской области специальную экономическую зону «Туристическое Закарпатье». Она послужит для привлечения инвестиций в сферу отдыха, туризма и оздоровления, обеспечения эффективного использования природных ресурсов и рекреационного потенциала области, развития ее транспортной инфраструктуры, а также реализации пилотного эксперимента по развитию сельского туризма как новой сферы экономики Украины.

Сергей РахманинНародный депутат Украины
Рахманин пообещал подать в ВРУ законопроект об отмене свободной экономической зоны КрымСказано 27 февраля 2020 г.Статус обещания: Не выполнено

Что касается пилотного эксперимента по сельскому туризму, имеется в виду создание специальных условий для развития услуг сельской гостеприимности – услуг, которые предоставляются членами личного сельского хозяйства, и включают размещение отдыхающих (не более 10 койко-мест) в жилых домах, обеспечение их питанием, организацию досуга и мероприятий, связанных с местными обычаями и традициями.

«Закарпатье имеет значительный потенциал для того, чтобы стать центром туризма мирового уровня путем развития отдельного кластера, в частности посредством государственно-частного партнерства», – считает нардеп.

Инициатива предусматривает:

  • введение на территории СЭЗ специального режима инвестиционной деятельности.

  • специальный режим инвестиционной деятельности применяется к субъектам туристско-рекреационной зоны, зарегистрированных на ее территории и которые реализуют инвестиционные проекты и эксперимент по развитию сельского туризма в размере не менее: 500 тыс. долларов по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов; по строительству, реконструкции объектов для санаторно-курортного лечения, по созданию объектов в сфере отдыха и туризма, деятельности гостиниц и ресторанов; 200 тыс. долларов – по сохранению исторического и природного достояния.

Кроме того, Устенко зарегистрировал изменения в Таможенный и Налоговый кодексы. Изменения в Налоговый кодекс предусматривают, что субъекты СЭЗ на три года освобождаются от уплаты налога на прибыль. На территории СЭЗ органы местного самоуправления могут устанавливать льготные ставки налога на недвижимость или ставку земельного налога.

ОПЗЖ предложила создать зону «Порто-франко» в Одесской области

У «Оппозиционной платформы – За жизнь» в предвыборной программе было обещание принять закон о свободной экономической зоне на Донбассе. Но такую инициативу за полтора года фракция не зарегистрировала. От них было только постановление «О неотложных мерах для прекращения боевых действий и восстановления мира, имплементации Минских соглашений» (№1120, не рассматривали). Проект предусматривал, что парламентский комитет должен подготовить законопроект «О свободной (особой) экономической зоне «Донбасс».

Зато сопредседатель фракции Вадим Рабинович зарегистрировал законопроект «О создании свободной (специальной) экономической зоны «Порто-франко» (№2407). Создать ее Рабинович предложил на территории Одесской области.

«Основными направлениями создания специальной экономической зоны «Порто-франко» является привлечение инвестиций для развития торговли, туризма, развития рекреационно-туристического хозяйства, создания новых рабочих мест, внедрения новейших технологий, создания высокоэффективных конкурентоспособных производств, содействие развитию внешнеэкономических связей и предпринимательства, повышение эффективности использования производственных мощностей судостроительных предприятий и их экспортного потенциала, увеличение поставок высококачественных товаров и услуг, создание современной производственной, транспортной и рыночной инфраструктуры в Одесской области», – говорится в пояснительной записке.

Законопроект предусматривает:

  • создание на 30 лет в административно-территориальных границах Одесской области свободной экономической зоны.

  • субъектами СЭЗ являются юридические лица, расположенные на территории СЭЗ и реализующие инвестиционные проекты в приоритетных видах экономической деятельности на основании договора. Стоимость таких инвестиционных проектов должна быть эквивалентной не менее 500 тыс. долларов в пищевой промышленности и промышленности по переработке сельскохозяйственной продукции; 700 тыс. долларов – в строительстве, энергетике, сфере транспорта; 1 млн долларов – в машиностроении и приборостроении; 3 млн долларов – на предприятиях судостроительной промышленности.

  • на территории СЭЗ вводится таможенный режим свободной таможенной зоны.

Вместе с законопроектом нардеп зарегистрировал изменения в Налоговой и Таможенный кодексы. Его инициативы Верховная рада еще не рассматривала.

СЭЗ в Херсонской области: инициатива от группы «За майбутнє»

Игорь Колыхаев, который теперь мэр Херсона, в статусе депутата от группы «За майбутнє» регистрировал законопроект «О свободной экономической зоне и специальном режиме инвестиционной деятельности в Херсонской области» (№3183). Плюс к законопроекту он подавал изменения в Таможенный и Налоговый кодексы. Инициативы сейчас находятся на рассмотрении комитета, несмотря на то, что Колыхаев уже экс-нардеп, их все равно могут вынести на голосование.

Колыхаев предложил создать свободную экономическую зону в Херсонской области на 50 лет. «Именно территория Херсонской области имеет весь необходимый потенциал для внедрения в ее пределах эффективной свободной экономической зоны. Во-первых, Херсонская область имеет наиболее выгодное географическое положение, что обусловливает значительный транзитный потенциал. Во-вторых, область имеет значительный объем высокопроизводительных земель и водных ресурсов, а также благоприятные климатические условия для развития сельскохозяйственного производства. Третье. Выход Херсонской области к азово-черноморскому побережью имеет недооцененный рекреационный потенциал и дает возможности для развития туризма. Четвертое. Херсонская область имеет значительный потенциал в развитии промышленного комплекса», – так объясняется выбор области для создания СЭЗ.

Вопрос Зеленского №2 о свободной экономической зоне: мировой опытСвободные экономические зоны функционируют в Армении, Италии, Нидерландах, Беларуси, ОАЭ и Румынии.

Инвесторами в СЭЗ должны признать юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов), в том числе граждан Украины, которые постоянно проживают за пределами страны. Также инвесторами СЭЗ признаются иностранные государства в лице уполномоченных органов и международные организации.

На территории СЭЗ будет введен режим свободной таможенной зоны. Субъектам СЭЗ предоставят льготы на уплаты налога на прибыль предприятий – полное освобождение от уплаты на пять лет. Прибыль с шестого по десятый год будет облагаться по ставке 50% от действующей. Любые выплаты нерезидента с доходов, полученных от осуществления хозяйственной деятельности на территории СЭЗ, облагаются по ставке в размере 5%.

Кроме того, будет действовать льготная ставка (50%) для налогов на земельные участки, недвижимость, зарплаты физических лиц.

Индустриальные парки: что предлагали «Слуга народа», «Батькивщина» и другие нардепы

Индустриальный парк – это территория, выделенная в городе для промышленного развития. Такие парки создают для обеспечения предприятий общей инфраструктурой и контроля за производством и влиянием на окружающую среду. На территории индустриальных парков также могут действовать определенные налоговые льготы. В Украине уже есть закон, которые регулирует их деятельность.

В июне прошлого года большая группа депутатов от «Слуги народа» зарегистрировала законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины, направленных на привлечение инвестиций в промышленный сектор экономики путем ведения стимулов в индустриальных парках» (№3724).

Изменения в Налоговый кодекс и закон «Об индустриальных парках» предусматривают:

  • введение 3% налога на добавленную стоимость для оборудования и комплектующих, которые ввозят на таможенную территорию Украины участники индустриальных парков для обустройства парков и хозяйственной деятельности в их пределах;

  • освобождение от налога на прибыль в течение пяти лет и 50% налога на прибыль в течение следующих пяти лет для резидентов, имеющих экспортную выручку не менее 70% от общего оборота;

  • определение перечня критериев к участникам индустриальных парков, имеющих право на применение особенностей налогообложения (виды деятельности, средняя заработная плата по предприятию);

  • компенсацию управляющим компаниям, инициаторам создания – субъектам хозяйствования и участникам индустриальных парков половины затрат на присоединение к электросетям;

  • определение уполномоченного государственного учреждения, которое будет осуществлять координацию развития индустриальных парков, мониторинг их деятельности, компенсацию расходов на развитие инфраструктуры, представлять их интересы.

Андрей ЕрмакРуководитель Офиса Президента Украины
Ермак пообещал создать свободную экономическую зону на западе УкраиныСказано 5 ноября 2020 г.Статус обещания: В процессе

Член фракции «Слуга народа» Сергей Гривко в январе 2020-го вносил законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс для установления специальных налоговых режимов для международных индустриальных парков» (№2800). Депутат предложил ввести само понятие «международный индустриальный парк» – это парк, управляющей компанией которого является юридическое лицо, участником которого является иностранный инвестор или инвесторы и представительный орган местного самоуправления соответствующей территориальной общины (у него должно быть не меньше 10% уставного капитала управляющей компании). Инициатор создания международного индустриального парка имеет право обратиться к Кабмину с просьбой установить специальный налоговый режим для управляющей компании.

Ожидает рассмотрения законопроект №4416 относительно упрощения создания и стимулирования деятельности индустриальных парков. Его авторы нардепы группы «За майбутнє» Сергей Лабазюк, Дмитрий Лубинец, Сергей Минько, Тарас Батенко, Виктор Балога и Игорь Молоток, а также член фракции «Батькивщина» Вадим Ивченко.

В пояснительной записке депутаты сообщили, что по состоянию на октябрь 2020-го в Реестр индустриальных парков включены 43 объекта, хозяйственная деятельность ведется в 3 из них, в 23 избраны управляющие компании. Таким образом, эффективность функционирования парков составляет меньше 7%. Законопроект предусматривает:

  • изменение порядка создания индустриальных парков;

  • введение прямой связи между инициаторами индустриального парка и его потенциальными участниками;

  • запрет права продажи участков в пределах индустриального парка и отмену права субаренды земельных участков в его пределах;

  • детализацию перечня расчетов, которые должны быть включены в концепцию индустриального парка;

  • определение перечня видов экономической деятельности, которые могут осуществляться в пределах индустриального парка;

  • введение полной открытости механизма отбора участников и отмены «конфиденциальности конкурсных предложений»;

  • обязательность учета количества созданных рабочих мест при отборе участников;

  • инвестирование средств в развитие инфраструктуры индустриальных парков;

  • удешевление кредитов, привлеченных на приобретение производственного оборудования.

Напомним, ранее мы писали, какие законопроекты политические силы подавали по: тарифам, повышению пенсий, изменению прожиточного минимума, преодолению последствий коронавируса, переселенцам, экологии, защите здоровья нации, поддержке студентов, защите прав людей с инвалидностью, развитию дорожного хозяйства, расширению доступности кредитования.

Александра Худякова, Сергей Михальков, специально для «Слово и дело»

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.


Подписывайтесь на наш аккаунт в Telegram, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Поделиться:
АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО
Подпишитесь на наш канал