Идея свободных экономических зон: зачем они Украине

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Одним из вопросов всеукраинского опроса от Офиса президента в день голосования на местных выборах 25 октября было создание свободной экономической зоны на Донбассе.

Данный вопрос не нашел много сторонников среди украинцев: по данным социологических исследований, проведенных накануне президентского опроса, только треть респондентов положительно отнеслась к этой идее. Окончательные данные самого президентского опроса до сих пор не обнародованы, однако по предварительной информации из штаба партии «Слуга народа», за идею СЭЗ на Донбассе высказались чуть более 46% среди опрошенных украинцев.

Уже после местных выборов глава Офиса президента Андрей Ермак высказал предположение о том, что свободных экономических зон может быть несколько, и не только на Донбассе, а и на территории западных областей Украины. По его словам, проект такой зоны находится на стадии разработки и будет вынесен на обсуждение на уровне экспертов и народных депутатов. Мол, создание двух экономических зон в восточных и западных областях Украины должны сработать на объединение страны.

Позже премьер-министр Денис Шмыгаль рассказал подробности функционирования «свободной экономической зоны» (зоны приоритетного развития) в Донбассе.

«Это, конечно же, и налоговые льготы, определенные преференции с точки зрения начала и ведения там бизнеса. Визия и концепция сегодня уже существуют. Конкретные шаги Минэкономики совместно с Министерством реинтеграции временно оккупированных территорий разработают и представят», — заявил глава правительства, отметив, что речь идет о 15-20-километровой зоне от линии разграничения.

Почему идея создания СЭЗ так активно продвигается нынешней властью? Чего больше — рисков или возможностей?

Что такое СЭЗ и как она может работать

Свободная экономическая зона (СЭЗ) — часть территории страны, выделенная из общей таможенной границы государства, имеет полную свободу в режиме хозяйственных вопросов, с особым режимом управления и льготными условиями деятельности, налоговыми преференциями для местных предпринимателей и иностранных фирм.

Вопрос Зеленского №2 о свободной экономической зоне: мировой опытСвободные экономические зоны функционируют в Армении, Италии, Нидерландах, Беларуси, ОАЭ и Румынии.

Специальные (свободные) экономические зоны призваны активизировать предпринимательскую деятельность, способствовать развитию инфраструктуры рынка, более эффективно использовать природные и трудовые ресурсы с помощью как иностранных, так и внутренних инвестиций. Такая деятельность способствует увеличению экспорта товаров и услуг, доступу к продукции высокого качества для реализации на внутреннем рынке, внедрению новых технологий, рыночных методов хозяйствования, ускорению социально-экономического развития всей страны.

Стоит отметить, что СЭЗ достаточно быстро обеспечивают условия для формирования современных производственных мощностей и инфраструктуры мировых образцов, ликвидирует устаревшие технологические процессы и такие управленческие структуры, которые тормозят или являются лишними для оптимального развития СЭЗ. Главным же условием получения иностранных инвестиций для развития украинских свободных экономических зон остается стабильность политической и финансово-экономической системы в нашей стране.

Мировой опыт демонстрирует яркие примеры эффективной работы СЭЗ для развития депрессивных регионов или отдельных отраслей экономики. Наиболее впечатляющим в этом аспекте является опыт Китая, который в 1980 объявил о создании четырех специальных экономических зон, и там только за один год доля частных инвестиций в СЭЗ выросла на 60%. В Китае, кроме привлекательных условий хозяйствования и налоговых льгот, развитие СЭЗ обеспечивалось и большими государственными капиталовложениями в инфраструктуру и новые предприятия. Таким же путем развитие специальных экономических зон обеспечивала соседняя Польша и другие страны мира. В Украине же повторить такой успех невозможно именно из-за отсутствия средств в государственной казне и значительных коррупционных рисков.

Если у государства нет средств, то можно воспользоваться опытом США, где развитием СЭЗ занимается частный капитал. Государство же должно обеспечить определенные условия: судебную систему, защиту прав собственности, четкие расчеты и детальное изучение возможностей регионов, где планируется вводить СЭЗ, с точки зрения того, что и как эффективно и прибыльно там развивать. Однако и такой путь экономического развития перечеркивает неэффективная и недейственная судебная система Украины, коррумпированные чиновники и большое количество нечистых на руку предпринимателей, которые рассматривают СЭЗ исключительно с фискальной точки зрения, чтобы незаконно воспользоваться налоговыми льготами или другими преференциями.

Начиная с середины 1990-х годов в Украине начали создаваться и функционировали 12 специальных (свободных) экономических зон и 9 территорий приоритетного развития со специальным режимом инвестиционной деятельности (ТПР), деятельность которых была отменена в 2005 году из-за неэффективности: налоговые льготы только лишали бюджет части поступлений и выявили многочисленные нарушения законодательства.

Так субъекты предпринимательской деятельности незаконно использовали налоговые и таможенные льготы, нарушали условия конкуренции, механизмы ценообразования, экспортные товары попадали на внутренний рынок, из-за чего продукция других производителей становилась неконкурентной, и все эти незаконные сделки покрывали за взятки чиновники. Свертывание деятельности специальных (свободных) экономических зон в Украине эксперты считают логичным из-за непоследовательной и непонятной для инвесторов и власти государственной политики, несправедливого налогового бремя, где для 10% жителей были созданы преференции, а остальные терпели убытки от налогового и административного давления.

Рисков больше?

Совершенно неожиданно накануне местных выборов у президента и чиновников его офиса возникла идея провести опрос граждан по ряду вопросов. Причем цель и результаты остаются неизвестными. Один из вопросов касался предложения введения СЭЗ на Донбассе как средства установления мира и улучшение качества жизни его жителей. Затем глава Офиса президента уравновесил эту оферту предложением создания такой же зоны и на территории западных областей Украины. Такие шаги власти, по его мнению, будут способствовать объединению страны.

Особая экономическая зона на Донбассе: возможно ли реализовать идеюОсобая экономическая зона на подконтрольной Украине территории на востоке страны станет схемой для отмывания денег и неуплаты налогов, считает эксперт.

Однако, никакой программы действий, обоснования этого предложения, расчетов или законодательных актов до сих пор представители власти не предложили. А учитывая негативный предыдущий опыт СЭЗ наступать второй раз на те же грабли бессмысленно. По мнению же экспертов, это предложение противоречит еще и идее децентрализации, поскольку создает неравные условия и возможности для развития общин.

В западных областях Украины, скорее всего, СЭЗ могут создать на Закарпатье. По мнению экспертов, на этой теме в регионе могут сыграть отдельные деструктивные силы, в частности российские. Они пытаются использовать этот вопрос для поднятия там темы сепаратизма, которую не стоит игнорировать. Как и то, что в свое время именно Закарпатье продемонстрировало положительный опыт успешного сотрудничества с внешними инвесторами.

Итак, перспективная и успешная для других стран идея специальных (свободных) экономических зон пока для Украины выглядит призрачной перспективой с множеством подводных камней. И реализовать ее возможно лишь после проведения системных реформ, утверждения верховенства права и прекращения военных действий. Инвестор должен быть уверен, что он защищен законом или может отстоять свою позицию в честном суде, что все участники рынка играют по одинаковым правилам и его инвестиции не растворятся в черной дыре экономического и законодательного беспредела. О всех вышеперечисленных позициях не один год говорят и эксперты, и законодатели, и чиновники, однако воз накопившихся проблем, кажется, безнадежно застрял.

Более того, создание СЭЗ в Донбассе может добавить и новых проблем: льготными условиями могут воспользоваться финансово промышленные группы, которые там еще остаются. Условиями СЭЗ могут воспользоваться непризнанные республики (ДНР и ЛНР), так как регулятивная и административная составляющая СЭЗ на подконтрольных Украины территориях будет очень уязвима к инфильтрации экономического влияния с неподконтрольных территорий. Не исключается и риск вымывания денег из экономики, а также «законного» тотального уклонения от уплаты налогов и сборов, и главная проблема — коррупция, ведь речь идет о фактически узаконенных «лазейках» для теневой торговли.

Льготные налоговые условия могут привести к тому, что бизнес будет только регистрироваться на Донбассе, но денег туда вкладывать не будет, рабочие места там не будет создавать, оставляя производство в других регионах, где комфортнее, выгоднее, безопаснее и ближе к потребителю.

Противники идеи создания СЭЗ предполагают, что она не будет способствовать интеграции Донбасса. Напротив, территория, где не действуют законы Украины, не будет входить в единый хозяйственный комплекс страны и жить собственной жизнью.

Угрозы нацбезопасности

Кроме указанного выше, стоит напомнить о том, что Украина уже имеет опыт СЭЗ в условиях оккупации. Так, в 2014 году была создана свободная экономическая зона в аннексированном Крыму. Там действует специальный режим экономической деятельности, не взымаются общегосударственные налоги и сборы, функционирует свободная таможенная зона, с помощью которой товары можно без ограничений завозить как в Крым, так и в Россию. Часть предпринимателей имела бизнес в Крыму, перерегистрировала предприятия как резиденты РФ и стала платить налоги оккупантам.

Восстановление Донбасса: сколько времени займет реинтеграция ОРДЛОПроцесс реинтеграции можно ускорить экономическими стимулами и проблема не займет много времени, считает эксперт.

В 2015 году активисты требовали отменить закон о СЭЗ в Крыму, сумели добиться лишь ограничения на поставки в Крым ряда товаров, а попытки внести изменения в законодательство в 2018-2019 годах результата не дали, что должно стать еще одним предостережением для внедрения СЭЗ на Донбассе.

И еще одна угроза, которую может вызвать введение свободной экономической зоны, — риск федерализации.

Но пока вопрос создания свободных экономических зон остается на уровне теоретизирования. Ведь вряд ли найдет поддержку и в сессионном зале парламента — ни во фракции монобольшинства, ни отдельно у оппозиции — для принятия закона о создании СЭЗ голосов нет. А вопрос по налогам и бюджету (а СЭЗ — это именно о налогах и бюджете), по Конституции, нельзя решать на референдуме. Поэтому и способ, и сама реализация идеи свободных экономических зон остаются достаточно призрачными перспективами.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: