Шесть кандидатов в президенты Украины уже принимали участие в президентской гонке. «Слово и Дело» решило сравнить обещания из предыдущих и нынешних программ претендентов на пост главы государства. Все обещания мы разбили на группы: внешняя политика, нацбезопасность, экономика, социальная политика и прочее, и сравнили (в процентах), насколько стало больше или меньше заверений в новой программе кандидата по сравнению с программой 2014 года.
В программе действующего президента в 2014 году четверть обещаний касались государственного управления и местного самоуправления, громад, а также государственного устройства. На этот раз только 4% всех обещаний Порошенко касаются этой темы. В частности, баллотируясь в 2014 году, Порошенко обещал в случае избрания президентом в первую очередь внести в Верховную раду законопроект о парламентской оппозиции (не выполнил), проводить выборы мэров в два тура (выполнил) и провести децентрализацию (не успел закончить).
Новая программа Порошенко содержит только одно обещание по этой теме – продолжить децентрализацию. На этих выборах нынешний президент сконцентрировал свое внимание в программе на вопросах национальной безопасности (23% обещаний) и развитии экономики (23%). Среди прочего, он уверяет, что обеспечит деэскалацию конфликта с РФ, в разы увеличит расходы на усиление ВСУ, а его приоритетом станет борьба за возвращение Крыма (такое же обещание было и в предыдущей программе Порошенко).
В экономике Порошенко ранее обещал как можно скорее подписать экономическую часть Соглашения об ассоциации с ЕС (выполнил), перекрыть все офшоры (провалил), уменьшить количество и ставки налогов (не выполнил). Теперь он уверяет, что обеспечит региональное лидерство Украины в индустриальном развитии, аграрном секторе Европы и обеспечит замену налогообложения прибыли предприятий на налогообложение вывода капитала из страны.
Что касается непосредственных полномочий президента – внешней политики, то в 2014 году Порошенко дал лишь 4% обещаний по этому поводу, а в новой программе уже 15% всех намерений кандидата. Возросло количество обещаний и в социальной политике. В прошлый раз Порошенко ничего не обещал по этому поводу, а в этот – 8% его программных обязательств касаются этой темы.
Законность и правопорядок занимали 21% обещаний в прошлой программе Порошенко, а программа-2019 не содержит ни одного. Совсем ничего Порошенко не обещал на бумаге ни первый, ни второй раз по экологии, е-управлению и выборам (изменение законодательства или процедуры голосования).
Юлия Тимошенко, которая уже в третий раз баллотируется в президенты Украины, в 2014 году больше всего уделила внимание экономике (22% программных обещаний). Она уверяла, что в случае победы на выборах ликвидирует все элементы экономической зависимости Украины от России, уменьшит на порядок количество разрешительных документов и лицензий для ведения бизнеса, освободит инвесторов от налогов при реализации продукции на экспорт и многое другое.
Основная часть обещаний в новой программе Тимошенко посвящена экономике (21%). Она обещает восстановить доверие к банковской сфере, поддержать создание и развитие украинских банков, изменить политику НБУ в сфере монетарного, валютного и банковского регулирования, оказывать государственную поддержку фермерским хозяйствам и малым агропредприятиям. Также она пообещала, что в случае ее победы немедленно после президентских выборов будет принят закон о введении для аграриев единого налога на гектар земли. Правда, у президента нет полномочий принимать законы, он может их инициировать, в частности, как неотложные.
На втором месте в нынешней программе Тимошенко по количеству обещаний – социальная политика (18%), а прошлая программа содержала лишь 7% «социалки». В частности, Тимошенко обещает ввести солидарную пенсионную реформу с ежегодной индексацией личных вкладов, возврат высоких выплат при рождении ребенка, которые она обещает выплачивать сразу одним платежом, дешевую ипотеку молодым семьям.
Увеличилось в ее программе количество обещаний в сферах культуры (с 9% до 14%), энергетики (с 8% до 10%) и охраны здоровья (с 1% до 5%). Совсем нет в программе Тимошенко обещаний относительно выборов.
У Гриценко в программе больше всего обещаний в сфере законности и правопорядка, хотя по сравнению с прошлой программой их количество уменьшилось с 31% до 20% всех заверений. Такая же ситуация с «экономическими» намерениями (19% против 39% в прошлой программе). В отличие от программы-2014 года, на этот раз Гриценко взял на себя обязательства в социальной политике (8%), культуре (9%), охране здоровья (8%), экологии (3%), е-управлении (2% ) и выборах (2%). Ничего не обещает кандидат по внешней политике, что удивительно, ведь этот вопрос относится к компетенции президента Украины.
Юрий Бойко больше обещаний дает в сфере экономики (22% в предыдущей программе, 23% – в нынешней) и социальной политике (13% и 19% соответственно). Ни одного обещания нет в программах Бойко по экологии.
Эволюция обещаний Ольги Богомолец выглядит следующим образом. В 2014 году больше всего ее программные обещания касались экономики (29% против 10% в новой программе), а в 2019-м она сконцентрировалась на заверениях о медицине (было 4% обещаний, а стало – 23%).
Олега Ляшко больше всего беспокоит «социалка» (было 15%, стало – 36%) и экономика (16% и 20% соответственно). Меньше внимания в программе кандидата уделено внешней политике, культуре и выборам. Совсем нет обещаний по охране здоровья, е-управлению, экологии и гражданскому обществу.
Ранее мы писали, кого украинцы видели будущим президентом в 2016-2019 годах – анализ результатов опросов трех социологических групп в отношении тех, кто определился, а также всех опрошенных респондентов.
Также «Слово и Дело» сделало серию инфографик об обещаниях кандидатов в президенты из их программ по определенным темам. В частности, мы посмотрели, что предлагают претенденты на кресло президента по борьбе с коррупцией, а также относительно евроатлантической интеграции Украины.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»