До президентских выборов в Украине остается все меньше времени, а вопросы все те же: кому верить, за кого голосовать. Сами кандидаты с каждой доступной им площадки рассказывают о своих успехах и пытаются очернить соперников. При этом многие претенденты уже не первый год в политике, у них накопилась солидная база обещаний, в том числе проваленных, но они предпочитают об этом не вспоминать. «Слово и Дело» напомнит о невыполненных обязательствах кандидатов в президенты (тех, кто раньше уже был во власти), а также разберется, что они обещают сделать в случае победы. Ранее мы писали, в частности, о Сергее Каплине и Александре Вилкуле, сегодня в центре внимания Юрий Бойко.
У Юрия Бойко, как и у его экс-коллеги по фракции (и кандидата в президенты) Александра Вилкула, трудности с выполнением предвыборной программы.
Баллотируясь в Верховную раду в 2014 году, Бойко обещал содействовать процессу децентрализации в стране. Но в итоге не поддержал ни одного соответствующего законопроекта. В декабре 2014 года парламент принял два закона, которые позволили начать процесс финансовой децентрализации в Украине: было введено распределение компетенций и увеличено количество платежей, которые останутся в распоряжении местных бюджетов. Речь идет о законопроектах «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)» и «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно реформы межбюджетных отношений)». Но в отношении первого Бойко выступил против, а за второй – не голосовал.
Он также не голосовал за законопроекты «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно приобретения полномочий сельских, поселковых, городских голов», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно статуса старосты села, поселка)», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно добровольного присоединения территориальных громад)». При этом своих предложений он не вносил. Отметим, что в своей предвыборной программе кандидата Бойко обещает увеличить полномочия местной власти.
Ясно, что у народного депутата не было шансов выполнить программное обещание остановить инфляцию на уровне не более 5%. Учитывая, что уровень инфляции зависит от внешне- и внутриэкономических факторов, а не от законодательной работы парламентариев, обещание – популистское.
Не получилось у Бойко добиться сохранения внеблокового статуса Украины. В декабре 2014 года Рада приняла законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отказа Украины от осуществления политики внеблоковости», депутат выступил против него. Он также проголосовал против внесения изменений в Конституцию относительно стратегического курса Украины на приобретение членства в НАТО и Европейском союзе. Но, несмотря на это, цель предвыборной программы партии «Оппозиционный блок» достигнута не была – внеблоковый статус Украины не был закреплен на законодательном уровне. Кстати, своих законопроектов относительно внеблокового статуса государства Бойко не инициировал. А в программе кандидата все-таки обещает обеспечить реальный нейтралитет и внеблоковость Украины.
Кроме того, Бойко не выполнил программное обещание осуществлять реальные шаги для повышения энергоэффективности Украины. В июне 2017 года Рада приняла пакет законопроектов по энергоэффективности: «О коммерческом учете коммунальных услуг», «Об энергетической эффективности зданий» и «О Фонде энергоэффективности». Нардеп поддержал только первый документ и своих инициатив в парламенте не регистрировал.
Содействовать реформированию правоохранительной системы Бойко также передумал. Он отсутствовал во время голосования за законопроекты «Об органах внутренних дел» (впоследствии был ветирован президентом) и «О Национальной полиции». И уже традиционно своим видением реформы Бойко не поделился и никаких законопроектов по этой теме в парламент не вносил.
Было у Бойко обещание реализовать программу модернизации армии. Свою программу фракция «Оппозиционного блока» не разработала, а за законопроекты, направленные на улучшение системы военного обеспечения и модернизации Вооруженных сил Украины, не голосовала. В частности, речь идет о законопроектах «О внесении изменений в закон Украины «О государственном оборонном заказе», «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам обороны», «О внесении изменений в статью 287 Таможенного кодекса Украины (относительно создания благоприятных условий для обеспечения выполнения контрактов и договоров государственного оборонного заказа)», «Об особенностях осуществления закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения потребностей обороны» и других.
Отметим, что Верховная рада восьмого созыва по состоянию на начало марта приняла 87 законопроектов по реформе ВСУ и системы национальной безопасности. Бойко поддержал только два из них, голосования за большинство других – проигнорировал.
Летом 2016 года Бойко пообещал, что фракция «Оппозиционного блока» предложит свою программу по созданию и сохранению рабочих мест. «Сегодня не существует государственной программы создания и сохранения рабочих мест и это очень плохо. «Оппозиционный блок» будет предлагать такую программу, которая будет простой и понятной для общества», – заявил народный депутат. Через полгода «Слово и Дело» поинтересовалось, как продвигается выполнение обещания, и выяснило, что «Оппоблок» займется разработкой программы и будет считать это одной из приоритетных задач только в случае прихода к власти на ключевые должности в правительство.
Провалил Бойко обещание о том, что фракция «Оппозиционного блока» будет голосовать за отставку Кабинета министров Арсения Яценюка. «Правительство провалило работу, мы поддержим его отставку», – подчеркнул он. В феврале 2016-го Рада голосовала за резолюцию о недоверии Кабинету министров, и из 43 членов фракции было только 8 голосов «за» (включая самого Бойко), 33 депутата из «Оппоблока» на голосовании отсутствовали.
В прошлом году Бойко уверял, что «Оппоблок» поддержит инициативу о введении миротворческих войск на Донбасс, а также любую инициативу власти, которая поможет вернуть украинские территории. Причем этот тезис нардеп повторил дважды. Шанс выполнить это обещание был во время голосования за закон о национальной безопасности, инициатором которого был президент Петр Порошенко. Но сам Бойко проголосовал «против» и его коллеги по фракции тоже ни одного голоса «за» не дали.
В своей предвыборной программе как кандидат в президенты Бойко обещает сделать все, чтобы остановить вооруженный конфликт исключительно мирным путем и пойти на прямые переговоры со всеми сторонами конфликта. Кроме того, Бойко пообещал отменить «ограничения свободы слова, мысли и совести» и вернуть свободный доступ к социальным сетям и информационным ресурсам.
Есть в программе обещание о том, что государство не будет вмешиваться в вопросы церкви, о том, что Бойко остановит «тарифный геноцид», украинцы будут получать достойные зарплаты и пенсии, будет инициирована отмена медицинской реформы.
Напомним, обо всех кандидатах и их программах можно почитать в разделе «Выборы-2019». Там же можно ознакомиться с их декларациями в удобном формате инфографики.
Кроме того, «Слово и Дело» ежедневно вспоминает, как кандидаты в президенты-нардепы этого созыва ВРУ голосовали за законопроекты относительно общественно важных вопросов. Например, на днях мы писали, кто из них поддерживал законопроекты, направленные на усиление социальных гарантий для людей с инвалидностью и лиц, которые о них заботятся.
Александра Худякова, специально для «Слова и Дела»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»