Шкаф кандидата. Какие невыполненные обещания прячет Порошенко

Читати українською
Петр Порошенко за время президентства не смог перекрыть оффшоры, внести законопроект об оппозиции и завершить несколько реформ.
Слово и Дело

До президентских выборов в Украине остается все меньше времени, а вопросы все те же: кому верить, за кого голосовать. Сами кандидаты с каждой доступной им площадки рассказывают о своих успехах и пытаются очернить соперников. При этом многие претенденты уже не первый год в политике, у них накопилась солидная база обещаний, в том числе проваленных, но они предпочитают об этом не вспоминать. «Слово и Дело» напомнит о невыполненных обязательствах кандидатов в президенты (тех, кто раньше уже был во власти), а также разберется, что они обещают сделать в случае победы. Ранее мы писали, в частности, о Юлии Тимошенко и Олеге Ляшко, сегодня в центре внимания Петр Порошенко.

Отметим, что в этом материале мы не останавливались на обещаниях президента продать Roshen, закончить антитеррористическую операцию за несколько дней, вернуть Крым, привлечь к ответственности виновных к катастрофе MH17 на Донбассе и других подобных, а сосредоточились на менее обсуждаемых обязательствах президента.

Еще только баллотируясь на прошлых президентских выборах, Порошенко обещал, что в случае победы внесет в Верховную раду законопроект о референдуме (причем одним из первых). После победы первые свои законопроекты он подал 26 июня 2014 года. Первая инициатива касалась внесения изменений в закон о государственных наградах Украины, вторая – о внесении изменений в Конституцию Украины относительно полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. А закон о референдуме президент так и не внес.

Порошенко та закон про референдум: обіцяв, але забув // НЕ ЦЯЦЯНКИ #8Слово і Діло

Также не дождались и президентского законопроекта об оппозиции. В своей программе Порошенко обещал, что он будет первоочередным, но не внес его и в течение девяти сессий восьмого созыва парламента.

В мае 2014 года во время дебатов кандидатов в президенты Порошенко опрометчиво пообещал, что Украина за два года станет энергонезависимой страной. «За два года. На сегодня у нас уже есть реверс, и в случае, если будет подключена словацкая реверсная схема и Россия полностью перекроет газ, Украина способна будет обеспечить себя газом. Но полностью энергонезависимыми мы сможем стать через два года», – заверил он. Это обязательство было зафиксировано и в предвыборной программе.

Уже став президентом, Порошенко снова повторил это обещание в начале 2015 года: «Я полностью уверен, что через два года мы обеспечим свою энергетическую независимость от России. Мы сможем построить новые пути для получения норвежского газа и газа из Европы, а также у нас в Украине будет добыча сланцевого газа». Исходя из слова президента, Украина должна была стать энергонезависимой либо в 2016 году, либо, в крайнем случае, в 2017-м.

Об энергонезависимости говорил и премьер-министр Владимир Гройсман: в мае 2016-го он заявил, что у страны есть задача в среднесрочной перспективе стать полностью энергонезависимой. При этом через неделю после такого заявления уточнил, что достичь этого возможно только через 3-4 года.

Одно из последних заявлений Гройсмана по энергонезависимости звучало в начале прошлого года: по его словам, государство способствует разумному и экономному потреблению тепла, помогая украинцам «утеплиться» за государственный счет. «Уверен, вместе мы достигнем полной энергонезависимости», – резюмировал он. Таким образом, о достижении цели речь пока не идет.

Порошенко та Гройсман: енергонезалежність скрізь часи // НЕ ЦЯЦЯНКИ #2Слово і Діло

В три невыполненных обещания обошлась Порошенко одна из предвыборных поездок в Житомир в апреле 2014-го. Во время своего выступления политик пообещал инициировать конвертацию всех валютных кредитов в гривну. «Сегодня этот курс является продуктом спекуляций. Нет на сегодня никаких оснований, чтобы украинская валюта так была обесценена. Я обещаю, что немедленно будут инициированы вещи в двух направлениях. Первая вещь: мы сегодня должны проконвертировать все валютные кредиты в гривну по фиксированному прошлому курсу», – заверил он. Но спустя год Порошенко резко изменил свою точку зрения, назвав соответствующий законопроект популистским, и наложил на него вето. По его словам, «несправедливо будет за счет налогоплательщиков удовлетворять потребности 65 тысяч тех, кто не хочет или иногда не может обслуживать валютные кредиты».

Кроме того, Порошенко обещал построить в Житомире фонтан «лучше винницкого» (в Виннице находится крупнейший в Украине и в Европе плавучий фонтан). Но в городском совете в 2017 году «Слову и Делу» сообщили, что строительство фонтана на реке Тетерев не проводится. Так что за несколько лет президентства Порошенко обещание не реализовал.

Также Порошенко говорил о намерении повысить научно-технологический уровень Житомира в отрасли космонавтики: «Житомир является столицей украинской космонавтики, и мы все сделаем, чтобы вернуть лучшие мировые технологии и лучший уровень космической науки в Житомире». Дальше красивой речи это обещание не пошло: в Государственном космическом агентстве Украины в прошлом году сообщили, что развитие космической науки в Житомире не входит в задачи ведомства. В горсовете заявили, что на базе музея космонавтики проводятся международные научно-практические конференции и исследования, но только на грантовые и спонсорские средства.

Не все гладко у президента с выполнением предвыборной программы. До конца его каденции явно не успевает завершиться обещанная реформа правоохранительной системы. По состоянию на февраль продолжается реформирование органов прокуратуры в соответствии со Стратегией реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015-2020 годы. Реформу Национальной полиции также планируют завершить до 2020 года, а реформу Службы безопасности еще даже не начинали – соответствующие законопроекты не разработаны.

Схожая проблема с обязательством реформировать систему судов. Реформа сейчас идет в соответствии с той же Стратегией на 2015-2020 годы. Для выполнения стратегии были приняты законопроекты «О судоустройстве и статусе судей», «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)», «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты», «О высшем совете правосудия» и другие.

И хотя в G7 отмечали прогресс в реформировании судебной системы, оно еще далеко до завершения. Министр юстиции Павел Петренко в феврале заявил, что процесс внедрения судебной реформы осуществлен пока наполовину. Напомним также, что все еще не запустилась работа Антикоррупционного суда.

Речь не идет о перекрытии всех оффшоров, а Порошенко также обещал это сделать в случае победы. Здесь мы даже не имеем в виду офшорный скандал, в котором оказался замешан сам президент. Напомним, в 2016 году Международный консорциум журналистов-расследователей опубликовал базу данных, полученную на основе «панамского архива». В документах фигурируют около 600 украинцев, среди которых Порошенко и его близкие бизнес-партнеры.

Проблема более глобальна: в Государственной службе статистики сообщали, что в начале 2017 года 2/3 прямых иностранных инвестиций в Украину поступили из офшорных зон. А Украина входит в топ развивающихся стран, где существует проблема утечки капитала в офшоры и налоговые гавани.

«Реальные дела, а не лживые обещания»: как Порошенко применяет свой лозунг на практикеПредвыборный лозунг Петра Порошенко – Реальные дела, а не лживые обещания. Слово и Дело проанализировало, как президент применяет это на практике.

В предвыборной программе Порошенко также обещал, что внеочередные парламентские выборы в 2014 году состоятся по открытым спискам. Но выборы состоялись на основе закона, который предусматривает их проведение по закрытым партийным спискам. При этом в течение 1-9-й и в начале 10-й сессии Рады восьмого созыва Порошенко не был инициатором законопроекта о проведении выборов по открытым спискам. Сейчас второго чтения ожидает новый Избирательный кодекс, который предусматривает механизм избрания народных депутатов по системе открытых пропорциональных списков. Но учитывая скорость его принятия, есть риск, что и этой осенью парламентские выборы пройдут по старой схеме.

Кроме реформы правоохранительной системы, до конца первого президентского срока Порошенко не успеет состояться полноценная децентрализация. В программе Порошенко обещал, что местные громады получат больше прав и средств на реализацию своих полномочий, а исполнительная власть в областях будет принадлежать исполкомам, сформированным избранными областными советами. Президентский законопроект «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)» все еще ожидает рассмотрения в Верховной раде, как и правительственный. При этом первый этап децентрализации был завершен в конце января. Второй этап реформы уже утвержден, его главная цель – проведение местных выборов в 2020 году на новой территориальной основе.

В своей инаугурационной речи глава государства обещал подписать международный договор взамен Будапештского меморандума. «Я использую весь свой дипломатический опыт, чтобы обеспечить подписание международного договора, который пришел бы на замену Будапештскому меморандуму. Такой договор должен дать прямые и надежные гарантии мира и безопасности аж до военной поддержки в случае угрозы территориальной целостности», – сказал он. Через два года в Министерстве иностранных дел заявили, что разработка и подписание нового международного договора не планируется, и до сегодня Порошенко его появления не обеспечил. Возможно, планы президента в этом направлении поменялись и он такой необходимости не видит, но факт остается фактом: было обещание, и оно не выполнено.

Порошенко не сдержал слово о том, что переселенцы получат право голосовать на местных выборах. «Это украинский якорь Донбасса. И они будут голосовать на местных выборах на Донбассе. Кому бы и как бы ни хотелось их лишить голоса. Я гарант Конституции, я должен обеспечить их конституционное право, и я никому не позволю на это право посягать», – заверял президент. С тех пор местные выборы состоялись уже дважды, но внутренне перемещенные лица до сих пор не имеют права голоса.

Согласно закону «О местных выборах», в местных выборах не могут участвовать избиратели, которые в день выборов находятся за пределами населенного пункта, в котором проживают. Чтобы изменить ситуацию в Раду подавали соответствующий законопроект, но до выборов 25 октября 2015 года его принять не успели. Более того, он все еще находится на доработке. Выборы в октябре прошлого года также прошли без участия переселенцев.

В 2015 году глава государства пообещал, что Государственное управление делами будет сокращать свои расходы. Но ситуация вышла прямо противоположная: в бюджетах на 2016-2018 года расходы на ведомство были существенно увеличены. В 2016 году было предусмотрено 1 млрд 390 млн грн, в 2017 году – 1 млрд 716 млн грн, в прошлом году – 2 млрд 674 млн грн, в 2019 году – 2 млрд 475 млн грн.

Порошенко пообещал, что Государственное управление делами будет сокращать свои расходыСлово і Діло

Наоборот вышло и с обещанием Порошенко о том, что цена на газ будет снижена. «Цены на газ мы пересчитаем в меньшую сторону. Потому что Украина переплачивала. Что переплачивала? Коррупционную составляющую», – заявил президент летом 2017-го. Однако с 1 ноября прошлого года Кабинет министров принял решение повысить цены на газ для населения на 23,5%. По словам премьера Владимира Гройсмана, было только два варианта: либо минимальное повышение, либо дефолт и галопирующая инфляция.

Есть у Порошенко обещание гарантировать сохранность средств клиентов ПриватБанка. Напомним, что в декабре 2016 года Национальный банк Украины признал финансовое учреждение неплатежеспособным и впоследствии банк был национализирован.

В конце 2016 года Рада приняла президентский законопроект о гарантировании 100% вкладов физических лиц. В течение пяти месяцев Порошенко не подписывал закон, но при этом обещал не ветировать его и подписать. По его словам, все это время в администрации просчитывали возможные риски в случае введения в действие закона о гарантировании вкладов клиентов ПриватБанка. По состоянию на февраль 2019 года закон все еще не подписан, хотя у президента по Конституции есть на это 15 дней.

Грешил глава государства и тем, что давал обещания, выполнение которых не в его компетенции, и как следствие они провалены. Например, обещание в 2018 году завершить ремонт дороги Одесса-Рени. В ноябре, когда сезон ремонта дорог подошел к концу, трасса еще не была отремонтирована, и завершение работ запланировано уже на этот год. В бюджете-2019 для улучшения состояния автомобильной дороги Одесса-Рени предусмотрено 1,5 млрд грн.

Также пока украинцы остаются без обещанного Порошенко безвизового режима с Таиландом. «Хочешь в Латинскую Америку – пожалуйста, открыли вам безвиз. Хочешь в Катар, хочешь Кувейт. В ближайшее время будет Таиланд», – говорил президент в мае прошлого года. Министерство иностранных дел принимало меры для введения безвиза с Таиландом на срок до 30 дней, а также для отмены визовых требований для краткосрочных поездок. В прошлом году тайское правительство приняло решение об отмене визовых требований для граждан Украины, которые приезжают на срок до 30 дней. Но пока процесс введения безвизового режима еще не завершен и дата его введения неизвестна.

В своей предвыборной программе на второй президентский срок Порошенко обещает, что в 2023 году Украина подаст заявку на вступление в Европейский союз и начнет выполнять План действий по членству в НАТО. Кроме того, президент обещает завершение всех основных реформ и продолжение «линии восстановления территориальной целостности Украины». Основным заданием Порошенко обозначил преодоление бедности населения.

Напомним, обо всех кандидатах и их программах можно почитать в разделе «Выборы-2019». Там же можно ознакомиться с их декларациями в удобном формате инфографики.

Александра Худякова, специально для «Слова и Дела»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: