Городские легенды Украины. Хмельницкий: реконструкция аэропорта

Читати українською

Аэропорт «Хмельницкий», как говорят местные жители, – это головная боль региона площадью 127 гектаров. Открытый в 1982 году аэродром, который еще в 90-х принимал внутренние и международные рейсы (в 1994-м, например, отсюда можно было слетать в Рим или Стамбул), сегодня находится в плачевном состоянии и является, по сути, «кладбищем» арестованных воздушных судов обанкротившихся авиакомпаний. «Слово и Дело» не смогло пройти мимо этого инфраструктурного проекта и внесло его в рубрику «Городских легенд Украина».

Аэропорт изначально проектировали масштабно: взлетная полоса длиной 2,2 км, способность принимать самолеты массой до 61 тонн. До распада Советского Союза благодаря ему осуществлялось авиационное сообщение с Москвой, Ленинградом, Киевом, Минском, Ригой, Харьковом, Симферополем, Одессой и Донецком. В начале девяностых аэропорт получил статус международного. В 1994 году на его базе были созданы 4 предприятия: ГП «Аэропорт Хмельницкий», Хмельницкая служба обслуживания воздушного движения «Украэрорух» и две авиакомпании («Поділля-Авіа» и «Универсал-Авиа»). С этого момента и до 2010 года там успели отправить и принять около 80 тыс. пассажиров, 2 тыс. тонн багажа. Все это количество пришлась на 5,5 тыс. рейсов.

В начале 2000-х региональные аэропорты начали массово передавать на содержание местной власти. В 2002-м так произошло и с Хмельницким аэродромом, который принял на баланс областной совет. Содержание и ремонт, следовательно, должны были проводиться за коммунальный счет. В 2008 году Кабмин принял распоряжение о Государственной целевой программе развития аэропортов до 2020 года, но финансировать его все равно приходилось области.

В 2010 году с продажей ФГИУ 95% акций «Поділля-Авіа» аэропорт прекратил принимать и отправлять рейсы. Содержать аэродром, который изначально был убыточным, а теперь потерял даже те скудные источники дохода, которые имел, пока выполнялись перевозки, стало крайне сложно. В 2012 году было принято решение искать инвестора: поскольку продавать имущество аэропортов запрещено законом, было решено передать его в концессию. Вот только инвестор при этом должен был погасить коммунальные и другие долги предприятия и за собственные деньги отремонтировать терминал и взлетно-посадочную полосу. Таких смельчаков не нашлось, поэтому в 2013-м Хмельницкий облсовет принял Программу восстановления работы КП «Аэропорт Хмельницкий» на 2013-2014 годы, согласно которой депутаты планировали за счет бюджета области отремонтировать хотя бы ВПП. Что и начали делать. Ориентировочная стоимость ремонта тогда оценивалась в 980 тыс. грн. Однако из них подрядчик получил лишь 100 тыс. И ремонтные работы по понятным причинам прекратились.

Александр СимчишинГородской голова Хмельницкого
Симчишин обязался открыть Хмельницкий аэропортСказано 27 апреля 2017 г.Статус обещания: В процессе

В 2015-м была предпринята еще одна попытка запустить реконструкцию аэропорта, но она была еще менее успешной, чем предыдущая, поскольку работы, которые должны были стартовать в июне того года, даже не начинались. Окончательно мечту возродить Хмельницкий аэропорт (который, кстати, в отчетах Госавиаслужбы значится как «базовый в западном регионе») «похоронил» Кабинет министров, который в 2016 году не включил его в Государственную целевую программу развития аэропортов до 2023 года. 20 млн грн, которые сегодня называют как ориентировочную стоимость реконструкции объекта, пойдут на региональные аэропорты, которые еще подают признаки жизни. Как утверждают работники служб аэропорта, часть своего оборудования предприятие даже передало аэропортам Житомира и Полтавы, которым, в отличие от Хмельницкого, удалось запустить свои воздушные ворота.

Обещания о том, что аэропорт будет реконструирован и все же заработает, давали народный депутат Владимир Мельниченко в 2012-м, председатель местного облсовета Михаил Загородный в 2016-м, городской голова Александр Симчишин в апреле 2017 года. Но, поскольку государственного финансирования этого ожидать не стоит, предприятию просто крайне необходимо найти инвестора. О чем, кстати, и сказал в конце марта этого года заместитель министра инфраструктуры Юрий Лавренюк.

Также в рубрике «Местные легенды Украины»:

Киев: метро на Троещину

Одесса: трасса Одесса-Рени

Киев: «уставший» Шулявский мост

Днепр: строительство метро

Запорожье: автомагистраль через Днепр

Черновцы: аэропорт

Киев: станция метро «Львовская брама»

Житомир: областной онкологический диспансер

Киев: речной трамвай

Хмельницкий: строительство энергоблоков АЭС

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: