Днепр является третьим городом Украины, обладающим таким удобным и быстрым видом муниципального транспорта, как метрополитен. Областному центру с почти миллионным населением он действительно очень нужен. Вот только воспользоваться его преимуществами сполна обитатели мегаполиса не могут: единственная ветка метро пока состоит лишь из 6 станций общей протяженностью 7,1 км...
Расположение линии и станций не слишком удобно для горожан, так что дневной пассажиропоток самого молодого метрополитена Украины составляет всего 15 тысяч человек. К примеру, киевское метро ежедневно перевозит 1,33 млн пассажиров, харьковское – 566 тыс. А ведь, согласно планам проектировщиков, на сегодняшний день в Днепре должно было функционировать по меньшей мере 40 станций на 4-х линиях общей протяженностью около 96 км! Увы, этим планам, утвердженным еще в далеком 1979 году, не суждено было сбыться.
Начало строительству днепровской подземки было положено в 1981 году. Через год его проект Советом министров СССР был внесен в список важнейших строительств Советского Союза. Впрочем открытие метро в Днепре состоялось уже в период независимости Украины: все 6 функционирующих на данный момент станций были открыты в 1995 году – как раз в период президентства Леонида Кучмы, тесно связанного с этим городом еще со студенческих времен.
К сожалению, на этом видимые успехи в реализации проекта строительства метро в Днепре заканчиваются. Дальнейшая история вопроса – сплошь обещания, нереализованные планы и непонятно на что потраченные деньги... Известно, что государство периодически выделяло средства на строительство (к примеру, в 2005 году – 10 млн грн, в 2007-м – 35 млн грн, в 2008-м – еще 43 млн грн), но до открытия новых станций дело пока так и не дошло. Единственный прогресс – прохождение в 2008 году 250 м перегонных туннелей для строительства двух станций – «Театральной» и «Центральной». Для понимания масштаба задачи, отметим: чтобы эти станции все-таки можно было построить, в сумме необходимо пройти 4 км туннелей.
В 2010-м на строительство метро в Днепре выделили 25 млн грн, в 2011-м – еще 50. Тогда же было заявлено о планах открыть сразу три новых станции к концу 2014 года. В 2012 году из Государственного бюджета на проект снова выделили 50 млн грн, а также был подписан договор о привлечении 152 млн евро от Европейского банка реконструкции и развития на достройку анонсированных станций.
В 2014 году, конечно, жители Днепра трех обещанных станций не увидели. Из Государственного бюджета на них были выделены рекордные 664 млн грн, но открытие станций пришлось снова перенести. В 2015-м был установлен дедлайн – конец 2017 года. Через год новые денежные вливания в проект из Бюджета государства составили еще 400 млн грн, впрочем, наметился и определенный прогресс: метростроевцы за год прошли еще 300 м туннеля. 27 февраля 2017-го, во время визита в Днепр, Президент Украины Петр Порошенко заявил, что впервые за последние 22 года в городе возобновлено строительство метро. Ранее это подтвердил и мэр Борис Филатов.
Что касается обещаний политиков, зафиксированных «Словом и Делом» относительно завершения этого масштабного проекта, то стоит отметить заявление Александра Вилкула (занимавшего на тот момент должность главы Днепропетровской областной администрации) построить три новых станции метро до 2015 года, его же обещание, датируемое 2012-м годом, о том, что метрополитен будет полностью достроен в течение 4-х лет, затем заявление экс-мэра города, народного депутата Ивана Куличенко о том, что строительство закончится к 2020 году. Сейчас пришел черед нового главы города реализовывать обещания насчет строительства метро. За тем, как Борис Филатов будет их выполнять, «Слово и Дело» непременно проследит.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»
Также в рубрике «Местные легенды Украины»:
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»