«Львовская брама» должна была стать 53-й станцией киевского метрополитена, однако с момента старта ее строительства успело повзрослеть целое поколение, а долгожданная станция на Львовской площади все никак не откроется для пассажиров. В общем, этот столичный долгострой по праву заслуживает звания городской легенды Киева и включения в соответствующую серию публикаций «Слова и Дела».
Работы по строительству станции начались в 1989 году, а ее запуск в эксплуатацию был запланирован на 1996 год. Ранее, еще в 1976-м, в столице советской Украины разработали проект реконструкции Львовской площади, который предусматривал выход со станции метрополитена. Однако распад СССР и экономический кризис внесли свои коррективы, и началась бесконечная волокита со строительством станции и связанными с ним правовыми моментами. Именно в том году, когда, согласно плану, «Львовская брама» должна была встретить первых пассажиров, ее строительство было заморожено. На тот момент уже были готовы подземный зал, посадочная платформа и технические помещения.
Несколько сдвинулся с места вопрос достройки станции в 2004-м: тогда была определена компания-победитель тендера на строительство выхода из подземки. Ориентировочная стоимость работ на тот момент оценивалась в 80 млн грн. К 2007 году сумма ощутимо «подросла»: называлась цифра в 303 млн грн. Был тогда назван и новый дедлайн сдачи в эксплуатацию – 2011 год. Столичные власти надеялась открыть «Львовскую браму» к Евро-2012, в рамках подготовки к чемпионату был определен и новый победитель тендера на строительство выхода со станции.
Однако и этому не суждено было сбыться. В 2011-м, отчаявшись запустить работу станции до начала европейского футбольного первенства, в столице определили новый конечный срок завершения работ – 2013 год. Неудивительно, что в 2013-м, вместо того, чтобы запустить станцию, назвали очередной дедлайн – 2015 год. В «Киевметрострое» убеждали, что сооружение вестибюля станции под Львовской площадью начнется в 2014 году.
Впрочем киевляне, уже привыкшие не верить обещаниям чиновников, не слишком надеялись на реализацию этого плана – и вполне оправданно. В постреволюционный период городу было не до строительства новой станции подземки, и в 2016 году лишь началась разработка технического задания по возобновлению строительства станции. В этом году из уст (теперь уже бывшего) заместителя главы КГГА Ильи Сагайдака прозвучала ориентировочная стоимость завершения строительства – 884 млн грн.
Мы не зря упомянули в контексте этого болезненного для столицы вопроса об обещаниях политиков, ведь их действительно хватает. Например, в 2008 году мэр Киева Леонид Черновецкий убеждал, что «Львовская брама» сможет принимать пассажиров уже в 2012-м; в том же 2012 году уже другой глава города, председатель КГГА Александр Попов, заявлял, что городской бюджет профинансирует проект на 150 млн грн; Сагайдак в 2016-м пообещал открытие станции через три года, а нынешний мэр Виталий Кличко сначала уверял, что это произойдет в конце 2017 года, но потом передумал и назвал годом запуска станции следующий, 2018-й. Присоединится ли действующий столичный градоначальник к своим коллегам-неудачникам, непременно отследит «Слово и Дело».
Также в рубрике «Местные легенды Украины»:
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»