Практически у каждого города есть своя печальная история: проекты-долгострои или устаревшие проблемы, годами остающиеся без решения. В Киеве также есть такие проблемы, и самая известная из них – печально известный проект Подольско-Воскресенской линии метрополитена, идея строительства которого возникла еще в 1970-х годах. Позже запланированную ветку метро переименовали в Подольско-Выгуровскую – по названиям районов, которые она должна соединить, а в народе назвали просто – метро на Троещину.
Одним из самых сложных технических этапов строительства стало возведение нового моста через Днепр, который также получил название Подольско-Воскресенский. Строить его начали в апреле 1993 года, однако этот процесс неоднократно прерывался. Последний раз строительство моста возобновили в мае 2010 года, и вскоре переброшенная между Рыбальским полуостровом и Трухановым островом высокая арочная конструкция изменила очертания города. Однако, к бюрократическим и финансовым проблемам, связанным со строительством моста, добавились еще и технические: в ноябре из-за нарушения условий эксплуатации упал и затонул в Днепре плавучий кран «Захарий LK-600».
В 2015 году уже нынешней властью Киева была утверждена Программа социально-экономического развития столицы, согласно которой на проектирование Подольско-Выгуровской линии метро на 2016 год было выделено 9,5 млн грн. Однако в декабре 2016-го мэрия вынуждена была в очередной раз заморозить проект.
Количество обещаний, розданных политиками относительно строительства этой ветки метро, просто зашкаливает. Пообещать ее строительство было (и остается) «делом чести» каждого столичного мэра и каждого поколения местных чиновников.
Самое первое обещание о строительстве ветки метро на Троещину, зафиксированное «Словом и Делом», принадлежало экс-мэру Леониду Черновецкому. Оно датируется 2008 годом. 30 мая он подписал распоряжение об утверждении проекта строительства новых линий метро на жилой массив Троещина. Строительство должно было начаться в ноябре того же года после проведения тендера на определение подрядчика, а завершиться – до 2011 года. Как известно, чуда не произошло.
В течение каденции Черновецкого различные чиновники также обещали метро на Троещину. Например, в 2010 году экс-заместитель председателя КГГА Руслан Крамаренко заявил, что администрация рассчитывает завершить строительство Подольско-Выгуровской линии метро и линии метро «Троещина-Осокорки» до 2015 года. Через год после слов Крамаренко бывший премьер-министр Украины времен Виктора Януковича Николай Азаров также обещал в течение двух лет начать строительство печально известной линии метрополитена.
24 мая 2013 экс-глава КГГА Александр Попов заверил, что «через два-три дня» в районе улицы Набережно-Луговой начнется строительство четвертой ветки метрополитена в направлении жилого массива Троещина. Но 2-3 дня Попова затянулись на годы.
Теперь подобные обещания раздает действующий мэр столицы Виталий Кличко. Еще будучи кандидатом в городские головы Киева, Кличко пообещал за 5 лет построить метро на Троещину. Начальник КП «Киевский метрополитен» Виктор Брагинский назвал эти обещания политиков «столичной шуткой».
По его словам, метро на Троещину «строится» уже более 20 лет, но никто так и не может наконец начать работы. Брагинский утверждает, что в исполнение данного обещания в бюджете Киева необходимых средств нет и никогда не будет. «Потому что это колоссальные средства. По проекту еще в 2010 году, строительство 12 станций от «Вокзальной» на Троещину оценивалось почти в 12 миллиардов гривен. Здесь нужно льготное финансирование», – пояснил чиновник в одном из своих интервью.
По его словам, этот проект придется разделить на этапы, так как на строительство всей линии денег просто не найдется. «Первый – это строительство от Глыбочицкой до Радужной и, соответственно, дальше при наличии финансирования идти вглубь Троещины. И второй этап – строительство первой очереди депо», – отметил руководитель Киевского метрополитена. Кроме того, чиновник подчеркнул, что на сегодня рассматривается два направлений – метро на Троещину и на Виноградарь.
История с линией метро на Троещину уже слишком затянулась и у нас есть все основания считать, что очередные обещания о ее строительстве в ближайшем будущем останутся лишь городской легендой для киевлян.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»