В рейтинге худших дорог Украины трасса Одесса-Рени уступает лишь автодороге Меловое-Чугуев на Харьковщине: первая изношена минимум на 77%, вторая – на 91%. Для одесситов и, особенно, жителей области ее ремонт – один из самых болезненных вопросов еще и потому, что эта магистраль через пограничный Рени идет в Бухарест, соединяя украинский портовый город с румынской столицей. Учитывая это, «Слово и Дело» включило автотрассу в перечень инфраструктурных объектов, историю которых портал показывает в серии публикаций «Местные легенды Украины».
Строительство автодороги протяженностью более 295 км продолжалось с 1940 по 1950 год. После его завершения трасса несколько десятилетий служила надежным связующим звеном между областным центром и югом региона. Однако нежелание власти уделять должное внимание этой транспортной артерии привело к тому, что в 2012 году в неудовлетворительном состоянии находились 289 км трассы, 61 км из которых требовал капитального ремонта, еще 228 – текущего.
В сентябре 2015 года Кабинет министров принял постановление об эксперименте по финансированию ремонта и строительства дорог в приграничных областях за счет перевыполнения плана таможнями. Таким образом предполагалось, что ремонт Одесса-Рени должен был проводиться за счет четырех источников финансирования: «Укравтодора», области, Государственного фонда регионального развития и таможни. Наконец в октябре того же года тогдашний председатель Одесской ОГА Саакашвили объявил о начале ремонта дороги. Хотя на самом деле первый километр трассы (а именно участок между 83-м и 84-м км) начали ремонтировать только в середине марта следующего года.
По состоянию на 1 августа 2016-го отремонтированными были 17 км автодороги. Общая стоимость ремонта всей трассы на тот момент оценивалась в 1,1 млрд грн. 7 октября ремонтные работы уже были завершены на 65 км пути, на что было потрачено 650 млн грн. Тогда уже предполагалось, что на реконструкцию следующих 134-х км трассы пойдет 1 млрд грн, то есть общая стоимость, по предварительной оценке, выросла по сравнению с августом того же года на 550 млн грн.
10 декабря прошлого года начался ремонт моста через Днестр возле с. Паланка на молдавской границе. По состоянию на 15 марта было известно, что до конца текущего, 2017 года, запланировано провести ремонт 139 км трассы Одесса-Рени.
Учитывая то, что проблема ремонта трассы имеет историю продолжительностью уже не в одно десятилетие, обещаний по этому поводу более чем достаточно. Например, в 2013 году нардеп-мажоритарщик Антон Киссе, представляющий в парламенте один из округов Одесской области, заявлял о намерении сдать дорогу в концессию, обязав концессионера провести ее ремонт. В 2015-м он же обещал, что ремонт автодороги закончится к январю 2017 года.
Затем за дело взялся Саакашвили, который пообещал проводить все рабочие встречи в палатке на автодороге. В июле 2016-го вице-премьер-министр Владимир Кистион заверил, что до конца года будут отремонтированы по меньшей мере 18 проблемных участков трассы Одесса-Рени. Несколькими месяцами позже привлечь на ее ремонт средства инвесторов из ЕС пообещал и Президент Петр Порошенко. В конце концов на днях, 24 марта, премьер-министр Владимир Гройсман пообещал, что проект реконструкции дороги в 2017 году станет приоритетным для правительства.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»
Также в рубрике «Местные легенды Украины»:
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»