Стройка века – именно так жители Запорожья назвали проект нового мостового перехода через Днепр, когда в 2004 году был заложен первый камень его опор. К сожалению, проект не завершен до сих пор. Жители города (особенно та их часть, которая ежедневно вынуждена автотранспортом добираться с правого берега Днепра на левый) подтвердят, что этот долгострой – идеальный кандидат на звание городской легенды Запорожья. Поэтому именно об этой легенде «Слово и Дело» продолжает одноименную серию публикаций о важнейших инфраструктурных и социальных проектах крупных городов Украины.
Изначально проект строительства мостового перехода, который соединил бы левый и правый берега Днепра через Хортицу, был внесен в генеральный план города на 1965-1985 годы. В 1980-м «Союздорпроект» и институт «Гипроград» разработали технико-экономическое обоснование нового мостового перехода, однако реализовать его в ту двадцатилетку не удалось, поскольку указанный проект был отклонен из-за экологической угрозы острову Хортица.
В 1987 году проект моста все-таки был принят Советом министров СССР. Предполагалось, что автомагистраль проляжет рядом с мостом Преображенского и пересечет Хортицу в южной части.
Уже в годы независимости, в 1997-м, городской совет Запорожья принял концепцию перспективного развития города, которая предусматривала трассу с мостами через Днепр в районе Хортицы. Наконец, в 2003 году технико-экономическое обоснование проекта принял Кабинет министров Украины. Согласно ему общая длина автомагистрали должна была составить 9,1 км, из которых 660 м составляла бы протяженность моста через Днепр (между левым берегом и Хортицей) и 260 м – через Старый Днепр (между Хортицей и правым берегом). Правда, в 2010-м, через 6 лет после старта строительства, правительство приняло поправки к проекту, увеличив запланированную протяженность моста через Старый Днепр на 80 м.
По состоянию на 2014 год, когда строительство мостового перехода замерло, было возведено 118 метров конструкции (без основы под дорожное покрытие). В 2015 году стоимость проекта оценивалась в 6,6 млрд грн. Уже через год реализация проекта возобновилась: строительство нового моста в Запорожье было профинансировано на 250 млн грн. По состоянию на 10 марта 2017 года построено было 213 м перехода через Старый Днепр. Так что пока, чтобы пересечь главную водную артерию города, запорожцы пользуются только мостами Преображенского, соединяющими Хортицу с обоими берегами реки, и дамбой ДнепроГЭСа, которая пролегла между левым берегом и островом.
Среди знаковых обещаний, касающихся реализации этого масштабного проекта, стоит отметить заявления Виктора Януковича в 2004 году (на то время – премьер-министра Украины) о взятии финансирования строительства под контроль правительства и открытии моста через 5 лет (то есть в 2009-м); обещание бывшего городского головы Запорожья Александра Сина, который, в свою очередь, в 2012-м пообещал завершить мост через Старый Днепр до 2013 года; заверения экс-вице-премьера Александра Вилкула в том, что строительство магистрали завершится в 2014 году (хотя само заявление было сделано в апреле 2013 года). Наконец в декабре 2016-го действующий премьер-министр Владимир Гройсман очертил новый срок окончания проекта – до 2019 года.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»
Также в рубрике «Местные легенды Украины»:
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»