Владимир путин пересек последнюю «красную линию», за которой переговоры стали невозможны – объявил об аннексии оккупированных Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей Украины. В пятницу Владимир Зеленский заявил, что Украина по-прежнему готова к диалогу с россией на справедливых условиях, но уже с другим президентом – с путиным ни о чем договориться нельзя. Это решение президент закрепил своим указом. При этом на протяжении всего президентского срока, в том числе в начале полномасштабной войны, Зеленский высказывал готовность к прямым переговорам с путиным и призывал его к этому. «Слово и дело» отследило, как менялась риторика украинского лидера.
Готовность провести прямые переговоры с владимиром путиным Зеленский озвучил еще как кандидат в президенты. В апреле 2019 года в одном из интервью он заявил, что с россией «нужно разговаривать» – нужен дипломатический формат в присутствии представителей Запада.
«Все понимают, что сейчас главная задача – не просто остановить войну, а сделать первые шаги – прекратить стрелять. Для этого есть Минские соглашения, нужно продолжать минский процесс. Но все согласны – этот «минский формат» нужно реформировать», – сказал.
После избрания Зеленский подтвердил свою позицию. В июле 2019-го в видеообращении он сказал, что готов к прямому разговору с путиным при участии мировых лидеров в Минске. «Хочу обратиться к президенту рф владимиру путину. Нужно поговорить? Нужно. Давайте. Обсудим, чей Крым и кого там нет на Донбассе… Компанию для разговора предлагаю такую: я, вы, президент США Дональд Трамп, премьер Великобритании Тереза Мэй, канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон. Место? Думаю, Александр Григорьевич Лукашенко с удовольствием примет нас с вами в Минске», – Зеленский напрямую обращался к путину.
Через три дня после обращения состоялся первый телефонный разговор Зеленского и путина: 11 июля 2019-го президенты обсудили обмен пленными.
А в конце 2019 года впервые за несколько лет прошел саммит «нормандской четверки», в рамках которого Зеленский и путин поговорили с глазу на глаз целых 15 минут. Решения того саммита так и не были выполнены россией, и собраться на новую встречу в кремле систематически отказывались.
В феврале 2020 года Зеленский делился своими впечатлениями от встречи с российским президентом: ему показалось, что путин «понимает, что нужно закончить эту войну».
Но ни новых переговоров с путиным, ни «уточнения» Минских соглашений не произошло, зато весной прошлого года произошло очередное обострение ситуации на Донбассе – россия под предлогом учений стянула к границам Украины большое количество войск. 20 апреля Зеленский предложил путину встретиться в зоне боевых действий на востоке: «Я каждый месяц там бываю. Господин путин! Я готов пойти еще дальше и предложить вам встретиться в любой точке украинского Донбасса, где идет война».
Путин же предложил Зеленскому говорить с главарями «ДНР» и «ЛНР», а для переговоров приехать в Москву.
Зеленский, понятно, предложение приехать в Москву не принял, но ему казалось, что «все идет к тому, что встреча состоится». Тогда он поручил Андрею Ермаку ее организовать. Из этого тоже ничего не вышло.
В конце 2021 года президент подтвердил, что Украине не сможет остановить войну и вернуть Донбасс без прямого диалога с россией.
После начала полномасштабной войны Зеленский неоднократно призывал путина сесть за стол переговоров. «Хочу еще раз обратиться к президенту российской федерации. По всей территории Украины продолжаются бои. Давайте садиться за стол переговоров. Чтобы остановить гибель людей», – сказал он на второй день вторжения.
Более эмоционально глава государства обратился к путину 3 марта: «Что ты хочешь от нас? Уходи с нашей земли. Не хочешь сейчас уходить, сядь за стол переговоров. Я свободен. Сядь со мной, только не в 30 метрах, как с Макроном, Шольцем. Я сосед, меня не нужно в 30 метрах держать, я не кусаюсь, я нормальный мужик. Сядь со мной, поговори, чего ты боишься? Мы никому не угрожаем, мы не террористы».
В конце мая после встречи украинских и российских делегаций на разных уровнях Зеленский констатировал, что разговаривать о прекращении войны нужно лично с путиным – в россии, кроме него, никто ничего не решает.
Еще летом президент был готов к переговорам, если на них будет обсуждаться завершение войны и выход оккупантов с территории Украины. «У меня нет больших желаний встречаться с президентом рф… В любой момент к такому формату я лично готов. Но я считаю, что каждый день наше общество и поддержка в нашем обществе в формате любого диалога сильно уменьшается. Никто не хочет говорить с россией по одной причине. Они нас убивали, нас оккупировали, потому веры нет. Но, я считаю, что как бы ни было сложно, надо использовать все возможности», – говорил он. В кремле же под разными предлогами от переговоров уклонялись.
Осенью практически все шансы на переговоры россия исчерпала. В начале сентября Зеленский заявил, что не будет говорить с тем, кто ставит ультиматумы, а рф не может говорить конструктивно.
27 сентября Зеленский предупредил россию, что аннексия новых территорий закроет любую возможность переговоров. Свое слово президент сдержал, объявив 30 сентября: «Украина была и остается лидером по переговорным усилиям. Именно наше государство всегда предлагало россии договориться о сосуществовании на равных, честных, достойных и справедливых условиях. Очевидно, что с этим российским президентом это невозможно. Он не знает, что такое достоинство и честность. Потому мы готовы к диалогу с россией, но уже с другим президентом россии».
Позже это решение СНБО было закреплено указом.
«Будем теперь ждать либо изменения позиций нынешнего президента, либо уже дождемся будущего президента Украины, который изменит свои позиции в интересах украинского народа», – отреагировали в кремле.
Напомним, в материале «Слово и дело» можно прочитать, какие обещания президент Зеленский дал на протяжении седьмого месяца войны.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»