О признании Евросоюзом России стороной вооруженного конфликта на востоке Украины. Об официальных данных из протестного Казахстана. О деле сбитого в небе над Тегераном украинского самолета МАУ. А также о президентском обещании относительно трассы М-30 Стрый-Покровск. «Слово и дело» предлагает обзор самых важных новостей и собственной аналитики в аудиоформате - в подкасте «Словом».
ЕС признал Россию стороной войны на Донбассе
ЕС назвал Россию стороной вооруженного конфликта на востоке Украины. Об этом заявил высокий представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель. Он сказал, что в ЕС нет сомнения, что Россия является стороной этого конфликта, а не посредником, как она часто утверждает. «Наша главная цель - заставить Россию пойти на деэскалацию напряжения» - сказал Боррель.
Он подчеркнул, что любые переговоры по Украине не должны проходить без ее представителей и подчеркнул необходимость диалога с Россией. Высокий представитель ЕС в очередной раз отметил, что любая дальнейшая агрессия против Украины будет иметь огромные последствия и большие потери для России.
Напомним, обсуждение предложений России по «гарантиям безопасности» в рамках Совета РФ-НАТО не предусматривает их одобрения, - отметил Боррель.
Заседание Совета Россия-НАТО, где стороны обсудят ряд важных вопросов внешней политики и взаимоотношений, предварительно назначено на 12 января 2022 года.
Государственный секретарь США Энтони Блинкен заявил, что в случае провала переговоров с Россией, Вашингтон готов ввести санкции.
Протесты в Казахстане: какова ситуация в стране
Во всех регионах Казахстана ситуация после протестов стабилизировалась. О таком сообщила пресс-служба президента Токаева, со ссылкой на заявление главы МВД Казахстана Эрлана Тургумбаева.
«На сегодняшний день во всех регионах страны ситуация стабилизирована. Силами правопорядка освобождены все ранее захваченные здания акиматов» - сказал Тургумбаев.
И добавил, что сейчас восстанавливается работа общественного транспорта, коммунальных объектов и систем жизнеобеспечения.
Отмечается, что из-за массовых протестов уже возбуждено 125 уголовных дел, в полицию доставлено 5,8 тысячи человек, среди которых много иностранцев.
При этом Министерство здравоохранения Казахстана опровергло информацию о том, что во время протестов погибли 164 человека. Опубликованную ранее информацию назвали «технической ошибкой». Об этом сообщает Радио Азаттык.
Отметим в воскресенье, 9 января, данные о 164 погибших были опубликованы в Телеграмм-канале, который находится в компетенции министерства информации и общественного развития. Позже власти Казахстана назвали эту публикацию «технической ошибкой». Сейчас официальное количество жертв остается неизвестным.
По новым данным МВД Казахстана, погибли 16 и получили ранения более 1300 сотрудников полиции, военнослужащих Национальной гвардии и Министерства обороны, а также специальных органов.
Напомним, в Казахстане со 2 января продолжаются массовые протесты. Для борьбы с протестующими президент страны Токаев обратился за военной помощью в ОДКБ и приказал силовикам стрелять на поражение. По всему Казахстану ввели красный уровень террористической угрозы.
Ранее сообщалось, что в Алматы во время стрельбы погиб ребенок, еще один несовершеннолетний получил огнестрельные ранения. Также поступают сообщения о том, что в Казахстане силовики массово расстреливают людей, а власть скрывает реальное количество убитых.
Два года со дня гибели украинского авиалайнера в Иране: как движется следствие
Два года назад Иран сбил украинский самолет МАУ, объяснив свои действия тем, что иранскими военными украинский гражданский борт был принят за вражеский объект. В результате катастрофы тогда погибли 176 человек, находившихся на борту, среди них - 11 граждан Украины. Также жертвами стали граждане Афганистана, Великобритании, Ирана, Германии, Канады и Швеции. Недавно в офисе генерального прокурора сообщили, что за два года Украина направила 26 международных запросов в разные страны, в то же время Иран фактически их игнорирует.
По мнению политолога Владимира Фесенко, тема авиакатастрофы самолета Международных авиалиний Украины за два года отошла на второй план. Политолог пояснил, что в действиях украинской власти надо понимать один важный момент – для дипломатии, которая имеет ограниченные ресурсы, сейчас есть более актуальные вызовы, в частности, российская агрессия.
«Сейчас эта тема больше не для широкой публики, а для семей погибших и для украинских дипломатов и юристов» – отметил политолог. В то же время эксперт считает, что Украина выбрала правильную стратегию, чтобы сохранять тему катастрофы на повестке дня.
«Украина действует не самостоятельно, а в координации с международными партнерами. Есть общая группа стран, пострадавших в результате трагедии. Украина объединяет вместе с ними свои усилия и выдвигает общие требования к Ирану... это объективная оценка своих возможностей и экономия ресурсов» – подчеркнул Фесенко.
Важным и правильным, по его словам, стало то, что Украина не согласилась на предложение Ирана по предлагаемой компенсации, а требует большего. Напомним, в начале июня Иран официально заявил, что готов выплатить семьям погибших в авиакатастрофе украинцев – по 150 тысяч долларов. Тогда заместитель министра иностранных дел Евгений Енин заявил, что Украина до последнего будет настаивать на увеличении суммы.
Напомним, накануне сообщалось о том, что Верховный суд провинции Онтарио в Канаде постановил выплатить около 90 млн долларов США родственникам шести жертв крушения самолета МАУ. Согласно решению суда, родственники шести жертв, которые подали иск в суд, должны разделить между собой эту сумму.
Подробнее о том, действительно ли Украина делает достаточно, чтобы вопрос расследования катастрофы самолета МАУ в небе над Тегераном и компенсаций родственникам жертв катастрофы не исчезал с повестки дня - читайте в спецматериале «Слово и дело» на портале и в телеграм-канале.
Дорога Стрый - Покровск: Зеленский провалил обещание
Президент Владимир Зеленский и заместитель руководителя ОПУ Кирилл Тимошенко не выполнили обещания по ремонту дороги Стрый – Покровск.
Так президент обещал отремонтировать дорогу к 30-летию Независимости Украины. «М-30 мы точно построим, точно построим в 2021 году, хотя поставленная задача построить ее до 24 августа – это важный символ, который объединяет нашу страну» - сказал тогда глава государства.
В свою очередь, Кирилл Тимошенко просто обещал закончить ремонт трассы в 2021-м – не называя при этом точной даты. «Часть трассы была восстановлена в этом году, часть будет восстанавливаться в следующем году. И мы соединим фактически эти 1400 километров, это самая длинная трасса» – говорил заместитель руководителя Офиса Президента в декабре 2020 года.
В декабре 2021-го заместитель председателя «Укравтодора» Андрей Ивко сообщил, что строительство трассы М-30 будет завершено в начале 2022 года: «В целом работы на трассе М-30 сейчас ведутся в восьми областях, и до конца года незавершенными останется примерно 10-15 км. Так случилось потому, что где-то мы столкнулись с магистральными газопроводами, где-то задержались с выполнением работ, но в начале следующего года все закончим. На сегодня дорога готова более чем на 95-97%. Я уже проехался по ней и могу сказать, что передвигаться по трассе М-30 комфортно. Поэтому в начале следующего года, как только погодные условия позволят выполнять работы, они будут завершены».
Подробнее о президентском обещании относительно трассы М-30 читайте в нашей аналитике на сайте.
Напомним, ранее мы публиковали материал, в котором подводили итоги того, как Владимир Зеленский выполнял обещания в 2021 году.
Больше цифр, больше фактов, материалов и аналитики — находите на slovoidilo.ua
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»