Украина пережила едва ли не один из самых судьбоносных периодов в собственной новейшей истории. Меньше года назад – как раз на Новый год – известный шоумен Владимир Зеленский заявил о своем намерении баллотироваться в президенты Украины.
До этого момента обновление власти в Украине воспринималось скорее как дозированный и очень постепенный процесс. Неоднократно «новые» политики, попадая в Верховную Раду или на высокие должности, достаточно быстро теряли доверие избирателей, делая определенные ошибки и постепенно «растворяясь» в пропитанных коррупцией и «договорняками» политических реалиях нашего государства.
Казалось бы, такую «политическую диффузию» мог бы остановить разве что новое массовое по своей сути протестное движение украинцев. Однако именно 2019-й год стал неожиданностью для десакрализации политиков предыдущей эпохи и буквально вытолкнул наверх действительно совершенно новых и неопытных избранников. То, что удалось сделать Владимиру Зеленскому и его команде, политологи уже окрестили как «электоральный Майдан». В результате – меньше чем через полгода Украина получила нового президента, Верховную раду и правительство. Ну и, конечно, полностью новые реалии жизни и повестку дня.
2020-й год станет периодом турбулентности для новой власти. Речь идет не только о внешних политических и экономических вызовах, но и о фактической реализации задуманного и наобещанного как самим президентом, так и полностью сформированным под него большинством в парламенте и правительством Алексея Гончарука. Именно президент и его Офис будут драйверами всех изменений и главными ньюсмейкерами следующего 2020-го года. Функцией Кабмина скорее всего станет нейтрализация протестного потенциала украинцев, а вот Верховная рада может удивить ближе к окончанию 2020 года.
На все воля президента
Стабильность политической системы Украины уже давно так не зависела от рейтинга одного человека в государстве. Именно перемены в поддержке деятельности главы государства будут определять основные политические векторы развития как минимум в первом полугодии 2020 года.
Традиционно, после электорального подъема и «медового месяца», социологи фиксировали постепенное снижение поддержки деятельности Владимира Зеленского. Достаточно ожидаемо рейтинги главы государства сползли с 73% в начале сентября до 52% в конце ноября. Впрочем, дальнейшие замеры социологов – особенно после встречи в Париже 9 декабря в рамках «нормандской четверки» – фиксируют восстановление доверия к действиям президента до уровня 62-63%.
Почему так важно следить за рейтингом президента? Именно потому, что поддержка граждан в настоящее время является единственной опорой для деятельности Владимира Зеленского. Ни действия членов его команды, ни договоренности с олигархами и различными группами интересов не смогут гарантировать главе государства стабильного карт-бланша на осуществление преобразований в государстве. Сейчас этот кредит доверия еще достаточно высок, проблемы могут начаться, когда рейтинги упадут до отметки 30-35%.
Все более реальным и действенным становится тезис о президентско-парламентской республике, хотя в Конституции базовым органом, на который опирается вся власть в государстве, является парламент. Таким образом, и судьба правительства, и парламента сейчас находится в рамках системы взаимоотношений между президентом и гражданами. А если точнее, то измеряется уровнем доверия народа к избранному им президенту государства.
Именно поэтому перед Владимиром Зеленским будут актуальными ряд вызовов в следующем 2020 году. Во-первых, сохранение единства в команде и нейтрализация любых противоречий. Полностью избежать их будет невозможно, но найти баланс крайне необходимо. Не исключено, что нынешнему руководителю Офиса президента Андрею Богдану не удастся стать такой компромиссной для всех фигурой. Поэтому не исключено, что произойдет замена руководителя ОПУ. Наиболее вероятным кандидатом может стать Андрей Ермак.
Во-вторых, президенту крайне важно подумать о более эффективной коммуникации с гражданами. Сейчас ошибок в этой области очень много и, если ситуацию не менять, то придется платить процентами рейтинга. Главная задача – сохранить доверие украинцев к действиям не только главы государства, но и его команды.
В-третьих – и самое важное. Владимиру Зеленскому придется лично отвечать за результаты реформ и преобразований в государстве. В 2019 году политическая жизнь страны сложилась таким образом, что именно ему, а не правительству или Верховной раде придется держать главный удар за все успехи и провалы. Пока, чтобы зафиксировать текущее состояние дел, в 2020-м команда Зеленского движется без сногсшибательных успехов, но и без сенсационных фиаско.
Кабмин – овца на ритуальное заклание?
А вот кому стоит понервничать уже в феврале-марте 2020 года, так это правительству Алексея Гончарука. Сразу после его утверждения Владимир Зеленский определил ряд важных задач, успешность выполнения которых станет маркером дальнейшей политической ответственности членов правительства.
Такими маркерами были две первоочередные задачи от Владимира Зеленского – снизить тарифы и сделать более доступным кредитование для населения. Были обнародованы четкие сроки: конец 2019-го – начало 2020 года.
Формально правительство демонстрирует прогресс в направлении выполнения всех задач, данных президентом при активной помощи Верховной рады. Тарифы действительно обещают снизить (к тому же, были достигнуты договоренности о возобновлении транспортировки российского газа и погашения трехмиллиардного долга «Газпрома»), Нацбанк снизил учетную ставку, что впоследствии позволит банкам выдавать более дешевые кредиты, гривна укрепляется, Госбюджет-2020 принят, сотрудничество с МВФ восстановлено, Офис по противодействию рейдерству открыт. В общем изменения происходят по всем направлениям, конечно же, не так быстро, как ожидает общество.
Впрочем, все эти успехи правительства идут бок о бок с негативными сигналами. Сокращение промышленного производства, спекулятивная составляющая в вопросе укрепления нацвалюты, отсутствие прогресса в вопросе привлечения иностранных инвестиций, все еще большой отток граждан, которые едут на заработки, неопределенность с земельной реформой и приватизацией государственных предприятий и еще очень много маркеров, которые скорее являются пока негативными сигналами, однако могут неожиданно перечеркнуть положительные достижения Кабмина.
Поэтому, какие бы правительство не демонстрировал успехи в 2020 году, при существенном сокращении уровня доверия к власти именно Кабмин станет той первой сакральной жертвой, которую не пожалеют пустить на заклание.
Парламентские сети
Знаковыми в 2020 году станут процессы, которые будут происходить в парламенте. Актуальным будет оставаться вопрос единства в рядах монобольшинства «Слуги народа». По состоянию на конец декабря текущего года фракция уменьшилась всего на 2 штыка, что принципиально не влияет на возможность быстро принимать решения.
Однако сам процесс голосования в последние два месяца вызывает все больше вопросов к эффективности так называемого «турборежима», в котором планировал работать Офис президента с депутатским корпусом новой Верховной рады. Несмотря на то, что судьба большинства народных избранников из «Слуги народа» зависит от рейтингов того же Владимира Зеленского, пренебрежение основами парламентаризма еще не приносило пользы ни одному из украинских президентов. Они всегда проигрывали, даже если удавалось легко и на первый взгляд безболезненно для их рейтингов отправить парламент на досрочные выборы.
Что касается вероятности внеочередных выборов, осуществить их технически и законным способом в 2020 году будет крайне трудно, ведь гарантированный Конституцией иммунитет парламента от роспуска заканчивается в конце июля следующего года. Поэтому даже если Владимир Зеленский по каким-то причинам попытается распустить Верховную раду, новый парламент сможет начать свою работу только в ноябре следующего года. Более того, повторить результат образца лета 2019 года команде действующего президента вряд ли удастся, а выборы придется проводить все еще по старой «смешанной» системе, в которой за половину мест в Верховной раде будут соревноваться в мажоритарных округах.
Вероятно, в 2020 году мы вряд ли увидим формальный распад монокоалиции, однако голосования будут не такими результативными. Все чаще звучит мнение относительно увеличения субъектности парламента, а одной из решающих фигур в этом процессе может стать спикер парламента Дмитрий Разумков. Именно он может, как помочь Офису президента чувствовать себя сильнее, так и сдерживать непомерные аппетиты в сторону авторитарных тенденций и усиления президентской вертикали.
Как бы там ни было, именно парламент в самые кризисные периоды для украинской государственности оставался наиболее надежной площадкой для поисков общего и достижения компромиссов. Да и вряд ли сейчас в команде президента есть достаточно сильные политические фигуры, включая и самого Владимира Зеленского, которые могли бы построить сильную авторитарную вертикаль. Окончательно достичь абсолютной власти не удавалось ни одному из президентов, хотя попытки приблизиться были.
Впрочем, это не значит, что таких политиков нет в Украине вовсе. Интересно будет понаблюдать за внепарламентской политической жизнью в следующем году. Там будут происходить поиски альтернатив и становления новых политических движений. Вероятно, первые результаты активизации внепарламентской жизни сможем проанализировать уже на местных выборах, которые должны состояться в конце 2020 года.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»