Мегабренды на один сезон: коммуникативные ошибки партий власти

Читати українською
Александр Радчукполитолог

На ближайших выходных состоится большой съезд партии «Слуга народа» – впервые после того, как политическая сила одержала убедительную победу летом этого года на внеочередных выборах в Верховную раду. На съезде, в частности, кроме отчета за первый год работы, делегаты должны избрать новое руководство партии, а также обсудить и договориться о решении ряда важных вопросов.

Правящая партия столкнулась с двумя большими рисками. Во-первых, остро встал вопрос результативности голосований в парламенте и партийной дисциплины. Во-вторых, назрел неприятный разговор о кризисных явлениях в коммуникации внешней и внутренней.

Чтобы как можно дольше сохранить единство в рядах крупнейшей в истории украинского парламентаризма фракции, нужно провести тщательную работу над ошибками и учесть опыт предшественников. Ведь понятно, что как политическая партия «Слуга народа» начала свое развитие совсем недавно, и без четкого плана действий и стратегии не сможет долго удерживать рейтинговые позиции. Кредит доверия может быстро иссякнуть, поэтому развивать партийные коммуникации нужно как можно быстрее. Своеобразным маркером могут стать уже следующие местные выборы, которые состоятся в 2020 году.

Судьба мегапартий

Большие партии и партийные блоки в украинских политических реалиях не отличались продолжительностью жизни. Как правило, их жизненный цикл измерялся 1-2 каденциями парламента, после чего такие партии или прекращали свое существование, или трансформировались в другие политические проекты.

Разумков подвел итоги работы ВР за 50 днейДмитрий Разумков подвел итоги работы парламента за 50 дней. Об этом он рассказал на пленарном заседании ВР.

Первый большой политический альянс был создан в 2001 году – блок «За единую Украину». Он должен был стать основной движущей силой для президента Леонида Кучмы на парламентских выборах 2002 года. В блок вошли 5 политических сил, а возглавил альянс близкий к тогдашнему президенту политик – Владимир Литвин. Политический альянс показал неплохой результат, впрочем, ожидаемого аккумулятивного эффекта не создал – блок набрал лишь 11% голосов избирателей, трансформировался в 101 депутатский мандат. Правда, «ЗаЕдУ» объединила вокруг себя большое количество мажоритарщиков, став, по сути, главной парламентской силой в тогдашней Верховной раде. Формально объединение просуществовало до 2006 года, впрочем, после событий 2004-205 годов основные бенефициары альянса уже нашли себе другие политические проекты для развития и спонсирования.

В 2004-2006 годах на базе нескольких политических сил было решено создать блок «НУ-НС», который должен был стать опорой уже для нового президента Виктора Ющенко. Впрочем, судьба и самого блока, и пропрезидентской партии «Наша Украина» были наиболее трагическими в истории украинского парламентаризма и партийного строительства. Еще одну попытку подкрепить политические позиции тогдашнего президента Виктора Ющенко пытался его соратник Виктор Балога, создав в 2008 году партию «Единый центр». Впрочем, партийный проект, хотя и отличался своей безупречной технократической структурой, так и не «взлетел».

Наибольшим «долгожителем» среди пропрезидентских мегапартий была политическая сила «Партия регионов». Сначала партия предоставила существенную поддержку политической карьере Виктора Януковича, а впоследствии – уже в 2010 году – он опирался на эту политическую силу как надежного проводника своего политического курса в парламенте. «Партия регионов» начала набирать вес после разочарования украинцев в политиках Оранжевой революции, а впоследствии заняла лидирующие позиции в парламенте VI и VII созывов. После трагических событий 2014-2015 годов «Партия регионов» исчезла с политических радаров, оставив после себя обломки в виде партии бывших соратников экс-президента Януковича – «Оппозиционный блок». Правда, восстановить свое политическое влияние этой силе уже не удалось, не в последнюю очередь из-за того, что она потеряла львиную долю своего электората из-за оккупации Донецкой и Луганской областей и аннексии Крыма.

Во всех вышеперечисленных проектах было несколько общих черт. Это большие медийные и организационные возможности, финансовые ресурсы, «сращивание» партийных структур с государственным аппаратом и создание мощного воздействия в виде так называемого «админресурса». Но самое главное – опора на значительное количество избирателей и большой кредит доверия к лидерам этих политических сил. Каждый раз этот кредит рано или поздно заканчивался, а окончательный распад политических проектов сопровождался существенными изменениями в общественных отношениях.

Риски в коммуникациях

У мегапартии «Слуга народа» есть два главных отличия от ее предшественников, которые дают шанс на более длительное и успешное политическую существование.

Первый месяц работы Верховной рады: чем запомнились «слуги народа»29 августа состоялось первое заседание Верховной рады 9-го созыва. За первую неделю работы депутаты внесли больше законопроектов, чем обычно за месяц.

Во-первых, партия появилась благодаря тренду на «внесистемность», то есть непохожесть и различие от «традиционной» украинской политики последних 28 лет. Именно этот фактор гарантировал партии и ее вдохновителю Владимиру Зеленскому рост рейтингов и предоставление большого кредита доверия.

Во-вторых, это новое качество в коммуникациях с избирателем. Действительно, и Владимир Зеленский, и «Слуга народа» стали успешными именно потому, что применили два основных орудия: обратились к избирателям напрямую, без всяких посредников, и дали проекцию «украинской мечты», которую популяризировали в созданном телевизионном сериале.

Правда, нужно признать, что после получения власти изменить реальность сказочным сюжетом телесериала становится все труднее. Мечты должны воплощаться в жизнь благодаря четкому плану действий, упорному труду и честному разговору с избирателями.

В последнее время власть игнорирует опасности недостаточной коммуникации как со своими сторонниками, так и с оппонентами. Очевидно, полным информационным фиаско была коммуникация в отношении так называемой «формулы Штайнмайера», которая вызвала акции протестов. Недостаточной является и разъяснительная работа относительно того, как будет осуществляться процесс безопасной реинтеграции Донбасса.

Следующим еще более опасным с точки зрения падения рейтингов являются постоянные скандалы вокруг деятельности народных депутатов от провластной фракции в Верховной раде. Большую часть этих публичных каминг-аутов можно было бы избежать, соблюдая элементарную информационную гигиену.

Наконец, самая главная проблема нынешней правящей партии – отсутствие разветвленной сети «проводников» провластной политической стратегии на местах. В этом, как правило, и заключается задача партийных ячеек – создание диалоговой коммуникации. Выбранная технологами Владимира Зеленского односторонняя стратегия общения с гражданами была уместна во время проведения избирательной кампании, однако ее недостаточно для эффективного процесса управления и принятия решений. Власть должна давать четкие сигналы на места и анализировать полученные месседжи в обратной связи. В противном случае воплощать свою программу действий будет все труднее, а кредит доверия может быть исчерпан в считанные месяцы.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.