Кастинг на второй тур: как кандидаты выбирают себе пару

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Чем ближе к президентским выборам, тем ярче и разнообразнее становится политическая реклама кандидатов. Начиная с января, когда стартует официальная часть избирательной кампании, кандидаты начнут соревнования буквально за каждый голос. Впрочем, уже сейчас штабы тестируют наиболее вероятные сценарии противостояния.

Наиболее интересным является так называемое «таргетирование пары», или определение основного вероятного визави кандидата во втором туре. Как правило, данную технологию используют в штабах наиболее рейтинговых участников избирательной гонки, впрочем, в той или иной степени каждый из претендентов на главный пост в стране знает своих потенциальных избирателей и конкурентов, которые также будут бороться за их расположение.

Что же касается самого прогноза выхода во второй тур, то в данном вопросе являются наиболее достоверными несколько сценариев, которые можно спроектировать исходя из данных социологических опросов. Однако все это лишь предположения – начиная с января ситуация может меняться каждую неделю, а за 10-15 дней до выборов – даже ежедневно.

Сейчас социологические опросы фиксируют закономерную тенденцию – граждан, которые определились со своим выбором, становится все больше. Когда кандидаты закрепят основное «ядро» своего электората, они начнут борьбу за расширение своего влияния на предпочтения смежных групп избирателей. Кто победит в этом забеге, тот, с наибольшей вероятностью, и выиграет выборы. Попробуем разобраться в трех базовых сценариях.

Сценарий «Тимошенко-Порошенко»

Сейчас социологи фиксируют стабильное преимущество Юлии Тимошенко во всех опросах мнения граждан по поддержке кандидатов на выборах. Наиболее «свежий» соцопрос КМИС и Социологической группы «Рейтинг» фиксирует уровень ее поддержки среди респондентов, которые будут участвовать в выборах, на уровне 15,3%.

Он, Вона и мы. Колонка Леонида ШвецаПослание Петра Порошенко к Верховной Раде и презентация Нового курса Юлией Тимошенко, можно сказать, завершили первый круг предвыборных дебатов.

Среди кандидатов, которые пойдут на выборы, на втором месте с довольно большим отрывом (по данным того же социсследования) находится действующий глава государства Петр Порошенко с уровнем поддержки в 8%.

Пока выглядит так, что Юлия Тимошенко уже выбрала себе «спарринг-партнера» – в его роли штаб кандидата видит именно Петра Алексеевича. Об этом свидетельствует более жесткая риторика в заявлениях Тимошенко и прямая критика действий действующего главы государства.

В то же время для Петра Порошенко подобный выбор не очевиден своими преимуществами. Ведь Тимошенко будет пытаться во что бы то ни стало повысить свой рейтинг на ошибках действующей власти. Для этого она использует весь свой потенциал, а учитывая, что критиковать есть за что, Юлия Тимошенко будет чувствовать себя как рыба в воде.

Тогда как Петр Порошенко может войти в подобный клинч только имея в запасе серию сверхмощных ударов «под дых». С другой стороны, в случае выбора в противники на второй тур Юлии Тимошенко Петр Алексеевич, удачно построив свою кампанию, может существенно «подтянуть» свои рейтинги. А в конечном итоге даже выиграть, если конкретными действиями сумеет убедить часть электората Юлии Владимировны, что ее риторика – чистый популизм.

В этой ситуации самое интересное будет происходить в сфере борьбы за избирателей в условной возрастной группе 25-35 лет. Это одна из самых мобильных избирательных групп, которая скептически относится к политике как таковой, видит свои идеалы совсем в других сферах, реализует потенциал не только в Украине и не так добросовестно ходит на выборы. Понравиться этой части электората со значительными усилиями пытается именно Юлия Тимошенко, ведь ее «ядерному» электорату расти дальше некуда. Насколько эти попытки увенчаются успехом – неизвестно.

А вот штаб Петра Порошенко делает ставку именно на людей более зрелого возраста – они и дисциплинированно ходят на выборы, и устойчивы в своих позициях. Главное оружие действующего президента – умение убеждать лидеров общественного мнения в своих позициях. Именно на это и будет делаться основной акцент: лидеры мнений будут работать как ретрансляторы позиций Порошенко для младших электоральных групп. У Тимошенко также пытаются использовать этот метод, впрочем, именно различие в образе и риторике кандидатки может сыграть с ней злую шутку.

Сценарий «Порошенко-пророссийский кандидат»

Но участие в спарринге с Тимошенко будет крайне изнурительным для Петра Порошенко и его команды. И вовсе не гарантирует успеха. Единственный удобный «спарринг-партнер» для него – пророссийский кандидат, желательно бывший «регионал».

Как менялась электоральная поддержка Порошенко за годы президентстваСлово и Дело анализировало, как менялся рейтинг президента Украины Петра Порошенко в 2014-2017 годах.

В таком случае, учитывая и электоральный, и административный ресурсы, выиграть у него Петру Алексеевичу не составит существенных проблем. Но есть другая проблема – в самом лагере потенциального пророссийского кандидата нет единого мнения, кто именно им может стать. Есть несколько претендентов, и пока все они не могут претендовать на выход во второй тур – не хватает именно необходимого количества избирателей. А учитывая конкурентное поле и засилье кандидатов с различными программами и позициями, «выбиться» на второе место будет крайне трудно, даже объединившись и использовав все ресурсы.

Вполне вероятно, что именно поэтому наиболее вероятные кандидаты в президенты из условного «пророссийского» лагеря не спешат вообще выдвигаться, а играют уже на перспективу, оценивая шансы на реванш во время следующих парламентских выборов. Которые уже не за горами – осенью 2019 года.

Сценарий «джокера»

Внести путаницу в планы наиболее рейтинговых кандидатов на второй тур могут Владимир Зеленский или Святослав Вакарчук. Если относительно лидера «Океана Эльзы» уже есть существенные сомнения в его баллотирования на ближайших президентских выборах, то шоумен еще может удивить.

Данные недавнего вышеупомянутого социологического опроса свидетельствуют, что художественный руководитель студии «Квартал 95» по уровню поддержки опережает Петра Порошенко и может рассчитывать на 8,7% голосов респондентов. Пока это второе место, однако все может измениться в случае объявления о его баллотировании в президенты. Именно поэтому, по мнению экспертов, он и держит интригу – начав избирательную кампанию сейчас, Зеленскому уже на через пару месяцев не останется, чем удивлять своих потенциальных избирателей.

Выборы-2019: как проявляют себя в предвыборной гонке экс-регионалыМеньше года осталось до выборов, но борьба за избирателя уже началась. О предвыборных тенденциях говорили эксперты.

Поэтому яркую кампанию оставят на последние 2 месяца, а пока украинцев будут интриговать бордами о «слуге народа». Скорее всего, Владимир Зеленский хоть и имеет шансы выйти во второй тур, однако уже будучи там - вряд ли сможет рассчитывать на безоговорочную поддержку украинцев. Скорее всего, избиратели все же выберут «проверенного» политика, чем неопытного шоумена. А вот кто станет его визави в таком случае, и является главной интригой. Пока на эту роль может рассчитывать Юлия Тимошенко. Впрочем, неизвестно, как отреагируют молодые группы электората – пока они склонны поддерживать именно Зеленского.

Поддерживать выдвижение шоумена якобы намерен бизнесмен Игорь Коломойский. А он, как следует из его интервью в СМИ, ранее симпатизировал и кандидатуре Юлии Тимошенко. Возможно, именно в этом и будет заключаться «многоходовка» – Зеленский возьмет на себя роль «джокера», расчистит дорогу, сведя на нет выход во второй тур менее рейтинговых кандидатов?

Сейчас такой сценарий выглядит фантастически, однако не стоит удивляться: украинская политика – поле для самых неожиданных экспериментов. И, похоже, ситуация с определением спарринг-партнеров во втором туре президентских выборов-2019 будет действительно полна неожиданностей.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: