«Слово и Дело» продолжает серию публикаций, посвященных главным проблемам крупнейших городов Украины. На очереди – миллионная Одесса. Не обязательно быть одесситом, чтобы знать, что одна из главных коммунальных проблем приморского города – это выбросы канализационных вод, которые сейчас просто некуда девать, поэтому спускают их прямо в море.
Вопрос о том, куда направлять городскую канализацию, возник у местных властей еще в конце XIX века. В 1930 годах, после реконструкции канализационной системы, все стоки направляли сначала на поля фильтрации между Хаджибейским лиманом и морем, а затем – в сам лиман. Это была временная мера. В 1960 году поля фильтрации заменила новопостроенная станция биологической очистки «Северная», которая сегодня принимает 65% одесских нечистот. Предполагалось, что большую часть года прошедшие очистку воды со станции будут поступать в Хаджибейский лиман, и только в экстренных случаях и зимой – в Черное море. Но и это не могло продолжаться вечно: экстренные сбросы вод у прибрежной территории вредили экологии, а дамба Хаджибея рано или поздно начала бы нуждаться в ремонте (на сегодня она в аварийном состоянии).
Чтобы уменьшить нагрузку на плотину и негативное влияние на окружающую среду, в 1987 году было начато проектирование новой насосной станции и системы глубоководного спуска канализационных вод. Предполагалось, что выпускать стоки в море будут под водой на расстоянии 8 км от берега. В следующем году началось сооружение системы глубоководного спуска, однако в 1996 году работы прекратили.
Куда более простой задачей стало сооружение новой насосной станции на СБО «Северная», которое завершилось в 2010 году. Годом ранее Госэкоэкспертиза утвердила новый проект системы глубоководного выпуска канализационных стоков Одессы, предусматривающий их спуск на расстоянии уже не 8, а 4 км от берега, на глубине 16 м. В настоящее время система так и не запущена, хотя работы по прокладке труб в 2011 году возобновились.
Сейчас же канализационные воды после очистки на СБО «Северная» выбрасывают прямо в море – всего в 150 метрах от городского пляжа «Лузановка». Сбрасывать их в Хаджибейский лиман больше нет возможности – прорыв дамбы угрожает подтоплением Пересыпи. В то же время рядом с местом сброса стоков расположен забор воды в другой лиман – Куяльницкий. Водоем не является проточным и требует постоянного снабжения водой из Черного моря. Попадание же в него стоков превратит его в отстойник нечистот, справиться с которыми местные флора и фауна вряд ли смогут – из-за высокой концентрации соли в лимане отсутствуют организмы, которые могли бы очищать воду естественным путем.
В свою очередь, «Слово и Дело» следит за обещаниями политиков, посвященным «канализационной» теме. В этой связи стоит отметить заявления бывшего мэра Одессы Эдуарда Гурвица о комплексной модернизации насосной станции и реконструкции СБО «Северная», а также действующего городского головы Геннадия Труханова о планах решения вопроса с загрязнением морской воды у лагеря «Молодая гвардия» и реконструкции в ближайшее время глубоководного выпуска канализационных вод.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»