В Киеве после обвала части Шулявского путепровода благодаря красноречию Виталия Кличко появилась шутка об «уставших от времени» мостах. За прошедшие годы жители столицы не раз наблюдали, как от разных мостов отваливаются куски – буквально на днях обрушилась пешеходная часть Воздухофлотского путепровода. Серьезных инцидентов, например, с человеческими жертвами, пока удалось избегать, как и происшествий на ключевых транспортных артериях. Однако главные мосты, критически важные для функционирования столицы, либо вообще капитально не ремонтировались, либо с того момент прошли уже десятки лет. «Слово и дело» изучило проблему подробнее.
Рыбальский железнодорожный мост
Рыбальский (ранее Петровский) железнодорожный мост является самым старым в Киеве: он был введен в эксплуатацию еще в 1945 году, то есть ему уже 79 лет. Мост проходит через реки Днепр и Десенка, соединяет Рыбальский остров с Воскресенкой и Русановскими садами.
Ежедневно через мост ездит городская электричка.
За время эксплуатации моста на нем трижды меняли русловые и пойменные прогоны, в последний раз – в 2005 году (то есть 19 лет назад).
Дарницкий железнодорожный мост Дарницкий железнодорожный мост, который проходит черед Днепр и соединяет Приднепровское шоссе на правом берегу и Днепровскую набережную на левом, был введен в эксплуатацию в 1949 году – 79 лет назад.
С тех пор его реконструкция ни разу не проводилась.
Мост Патона
Мосту имени Патона (первый в мире цельносварной мост длинной 1543 метра) был введен в эксплуатацию в 1953 году, то есть 71 год назад.
С последней реконструкции моста прошло уже 20 лет: в 2004 году там демонтировали трамвайные рельсы (из-за этого трамвайная линия была разделена на правобережную и левобережную) и отремонтировали покрытие.
Уже довольно давно мост находится в аварийном состоянии, недавно мэр Киева Виталий Кличко подтвердил это. В июле 2023-го мост осматривала специальная комиссия: эксперты обнаружили на объекте сплошную коррозию балок и главных элементов прогонов, продольные трещины в поверхностях опор с образованием сталактитных отложений внутри, разрушение бетона, сквозную коррозию балок в местах соединения с поперечными узлами.
В этом году на мосту Патона планировали начать ремонт, но детали неизвестны. До полномасштабной войны в рамках реконструкции планировали отремонтировать полотно, установить ограждения, отремонтировать конструкции и пролетные строения, опоры, лестницы, реставрировать колонны, а также расширить.
Парковый мост
Парковый мост – единственный пешеходный мост в столице через Днепр. Он был открыт в 1957 году и соединяет Набережно-Крещатицкую улицу с Трухановым островом.
В 2015 году на мосту открыли велосипедную дорожку, а в 2017-м – реконструировали: отремонтировали покрытие, установили новые перила, столбы освещения, цепи.
Мост Метро
Это еще один аварийный мост в столице. Он был открыт в 1965 году и с тех пор ни разу не проходил реконструкцию. При этом мост имеет критическое значение для сообщения левого и правого берега: через него проходят четыре полосы автодороги, а также красная линия метро.
В прошлом году мост также осматривала комиссия и выявила там те же проблемы, что и на мосту Патона – коррозия, трещины, разрушение бетона.
«Его конструкция в советское время была экспериментальной, таких мостов было всего несколько в СССР. Перестроить его – большой вызов», – говорил Виталий Кличко.
Принять этот «вызов» должны уже в текущем году: пока известно, что на 2024-й запланировано усиление опор моста. При этом полностью перекрывать движение через него не планируют, как и закрывать метро.
Русановский метромост
Мост был введен в эксплуатацию в 1965 году как продолжение моста Метро и проходит через Русановский пролив.
Мост впервые за время эксплуатации отремонтировали в 2019 году: обновили несущие конструкции, заменили внутренние металлические конструкции, отремонтировали тротуары и освещение.
Северный мост
Северный мост (до 2018 года – Московский) был открыт в 1976 году: он проходит через Днепр и соединяет жилые массивы Радужный, Троещина и Воскресенка с правым берегом.
До 2005 года на мосту было по три полосы в каждом направлении. Затем была добавлена реверсивная полоса – направление движения на ней менялось в зависимости от загруженности движения. Но из-за роста количества ДТП в конце 2007-го реверс убрали, а количество полос увеличили до четырех в каждом направлении.
С момента запуска в эксплуатацию мост ни раз капитально не ремонтировался. Ремонт на нем начался сегодня, 21 июня, и он продлится до 21 августа. Из-за этого движение на мосту ограничат в первой и частично второй полосах в направлении с левого на правый берег Днепра.
Южный мост
Южный мост, соединяющий Дарницкий и Голосеевский районы столицы, открыли в 1990 году. Через него проходит зеленая ветка метро.
Капитально мост ни разу не ремонтировали, но там регулярно проводят текущие работы.
После начала полномасштабной войны движение по мосту частично перекрыто: проезд разрешен только военному транспорту, транспорту экстренных и аварийных служб, общественному транспорту, транзитным грузовикам, а также водителям со специальными пропусками.
В 2024 году на мосту запланирован очередной ремонт.
Гаванский мост
Первая очередь Гаванского моста была открыта в 2007 году, вторая – в 2010-м: он соединяет Набережно-Рыбальскую дорогу с Подолом.
Реконструкция на мосту еще ни разу не проводилась. В мае 2023 года его пришлось ремонтировать после падения обломков сбитых российских ракет.
Дарницкий железнодорожно-автомобильный мост
Часть Дарницкого моста была введена в эксплуатацию в 2010 году: все, кроме левобережных заездов и съездов с моста на Днепровскую набережную – их открыли в прошлом году.
За время существования мост еще не реконструировали.
Напомним, из инфографики можно узнать, сколько раз и почему трескался стеклянный «мост Кличко».
В конце мая в столице открыли пешеходный «мост-волну», который соединяет Оболонскую набережную с Оболонским островом.
Ранее «Слово и дело» разбиралось, сколько средств на содержание и развитие киевского метро в последние годы выделялось из бюджета города.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»