Вопрос о втором сроке президентства был едва ли не самым очевидным на пресс-конференции президента Владимира Зеленского, посвященной двухлетним итогам работы главы государства.
Все меньше сомнений у экспертов и рядовых наблюдателей остается относительно самого факта решения пропрезидентской команды ‒ если не сам, то Владимиру Зеленскому настойчиво будут советовать идти на второй срок президентства. Даже для подсознания участников мероприятия и для телевизионной «картинки» назойливо виднелся лозунг «Президент 2.0», что уже наталкивает на вполне прогнозируемый ответ нынешнего главы государства касательно его политического будущего.
И в данном случае, становясь политиком-тяжеловесом, выбор Владимира Зеленского очевиден: имея масштабные планы и опираясь на все еще высокие среди всех возможных соперников рейтинги, не надеяться вдруг переизбраться на пост президента было бы крайне неуместно. С другой стороны, пока пропрезидентская команда не видит особых препятствий на этом пути. А они, как тот знаменитый суслик, которого на первый взгляд не видно, есть.
При каких условиях возможен второй срок Владимира Зеленского, и откуда могут прилететь политические «черные лебеди»?
Ни на кого не похож
Сравнивать намерения Владимира Зеленского пойти на второй срок с его предшественниками ‒ дело крайне неблагодарное. Ведь само появление в политической жизни и его избрание главой государства в 2019 году стали неординарными событиями.
Есть одно очень существенное отличие Владимира Зеленского от его предшественников ‒ его рейтинг на втором году президентства держится на достойном уровне, и несмотря на процентные «потери» поддержки среди украинцев, он до сих пор остается первым среди фаворитов других вероятных претендентов на эту должность.
Есть и интересные особенности, которые могут как сыграть в плюс, так и в минус его будущему баллотированию на второй срок. Прежде всего, Зеленский сейчас повторяет электоральный опыт единственного среди его предшественников на посту главы государства, кому удалось переизбраться на второй срок ‒ Леонида Кучмы. Однако сейчас Зеленский делает еще более сногсшибательный трюк: если с Кучмой в стране сохранялась условная «тишина» в отношениях с олигархами, то нынешний глава Банковой пытается найти реальные рычаги и ограничить влияние крупного капитала.
Возможно, именно такие действия приведут к еще одному условному консенсусу в отношениях между властью и олигархами. А возможно наоборот ‒ олигархи быстрее придут к согласию и заставят любыми способами рейтинги Зеленского сползти вниз. В любом случае, все эти процессы активизируются в ближайший год, поэтому ждать развязки недолго.
Еще одной особенностью Зеленского является то, что сейчас у него сложилась уникальная ситуация во взаимоотношениях со США ‒ Офис президента, кажется, нашел необходимые ключики к взаимопониманию с Администрацией Джо Байдена, и сейчас Владимир Зеленский получил мощного союзника как в борьбе с внешними угрозами, так и с вероятными «выходками» олигархов. Правда, политики в США слишком опытные, чтобы играть «в одни ворота» и очень вероятно, что могут при необходимости быстро найти нового фаворита для реализации собственных геополитических целей в Украине.
Обновленный Зеленский?
По очень многим причинам конкурентов у Владимира Зеленского среди тройки оппозиционных лидеров нынешних электоральных предпочтений украинцев ‒ нет. Ни Петр Порошенко, ни Юрий Бойко, ни Юлия Тимошенко, даже после двух лет постепенного снижения рейтингов нового главы Банковой, так и не нашли своих политических точек роста.
Команда Владимира Зеленского уверенно шагает в сторону захвата условно «правоцентристского» электорального поля, на котором еще так недавно уверенно чувствовал себя Петр Порошенко. Постепенно с угасанием мифов о рынке земли прервется и оппозиционная риторика Юлии Тимошенко, которая во главе своей политсилы изо всех сил пытается оседлать эту тему. С включением в санкционный список каналов Виктора Медведчука и угасанием его влияния, туго придется и рейтингам Юрия Бойко. И хотя в арсенале экс-регионалов есть еще мощные возможности телеканала «Интер», похоже на то, что в следующем сезоне им предстоит сразиться с новым политическим проектом, спонсируемым Ринатом Ахметовым и подкрепленным мощностями его медиа-империи.
В любом случае, политические «черные лебеди» Владимира Зеленского прилетят совсем с другой стороны. И это точно будет не среда традиционной украинской политики. Достойными соперниками планам действующего президента пойти на второй срок могут стать или политики нового поколения, которые так же, как и Владимир Зеленский имеют невероятно хорошую узнаваемость среди украинцев, или возникнут в среде правящей политической партии ‒ как оппозиционное крыло по отношению к действиям власти. И пока реальных угроз ни в первом, ни во втором случаях для Офиса президента нет. Правда, именно в эту условную ловушку «контролируемости ситуации» попал предшественник Зеленского ‒ политтехнологи которого ни в 2017-м, ни в 2018-м, ни даже в судьбоносном 2019-м не могли нащупать никаких реальных электоральных угроз для тогдашнего президента. Хотя предчувствия быстрых изменений, которых не ощущал только ленивый, витали в воздухе.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»