На внеочередных парламентских выборах 2014 года наибольшее количество голосов избирателей получила партия «Народный фронт». Ее лидер Арсений Яценюк в течение избирательной кампании позиционировал себя как «готовый кандидат в премьеры». Месседж был довольно прост – выберите команду «Народного фронта» и получите надежного главу Кабмина, который знает, как вывести страну из кризиса.
Конечно, избиратели голосовали не только за подобную идею. Однако именно такая «проекция на будущее» существенно повысила шансы «Народного фронта» образца 2014 года получить серьезную поддержку среди граждан.
Уже сейчас, в разгар президентской предвыборной кампании 2019 года, очевидно, что наиболее рейтинговые кандидаты в президенты могли бы назвать имена своих соратников, которые вместе с ними единой командой будут развивать государство уже после выборов.
Впрочем, почти у всех нынешних кандидатов есть серьезные кадровые проблемы. А решать их придется очень быстро – уже в течение 2019 года. Очевидно, что существуют две наиболее вероятные модели. Первая – договариваться с потенциальными идеологическими союзниками и формировать команду из самых мощных представителей по определенным квотам. Вторая модель предусматривает подбор на основные должности в исполнительную власть за счет собственного кадрового резерва.
К сожалению, реформа государственной службы хотя и предусматривает деполитизацию чиновничьей вертикали, политический фактор всегда будет играть преобладающую роль. В частности, как правило, и глава Кабмина, и министры в его правительстве – результат договоренностей и распределение по партийным квотам участников коалиционного большинства в парламенте. В Украине сложилась уникальная «дуалистическая» модель управления, когда президент, хоть и не является формальным главой исполнительной власти, оказывает существенное влияние и рычаги на формирование Кабмина.
А еще президент, согласно статье 106 Конституции Украины, вносит в Верховную Раду представление о назначении министра обороны и министра иностранных дел. Кроме того, и это очень важно, вносит по предложению коалиции депутатских фракций в парламенте представление о назначении Верховной Радой премьер-министра Украины.
Поэтому уже после инаугурации нового главы государства нас ожидает не только подготовка к еще более адской политической осени, но и вероятное обновление состава Кабинета министров еще до парламентских выборов. И лучше, чтобы наиболее рейтинговые кандидаты в президенты уже сейчас назвали тех, с кем смогут сотрудничать в исполнительной власти.
Команда Петра Порошенко
Пожалуй, действующий глава государства в случае повторного переизбрания получит наиболее благоприятную ситуацию с презентацией собственной команды в исполнительной власти.
С высокой вероятностью, правительство продолжит возглавлять Владимир Гройсман. Несмотря на то, что он уже показал свой строптивый характер и планирует собирать собственную политическую команду, до парламентских выборов Петр Порошенко вряд ли рискнет инициировать ему замену.
Уже после парламентских выборов, которые, очевидно при любых политических обстоятельствах, не будут такими же благоприятными для БПП, как осенью 2014-го, Петр Порошенко будет искать различные варианты сотрудничества с вероятными союзниками. Если БПП удастся сформировать коалиционное большинство, наиболее благоприятным и «удобным» премьер-министром в таком формате мог бы стать Юрий Луценко. Пока действующий генпрокурор может считаться надежным соратником Петра Порошенко, впрочем, так же, как и Владимир Гройсман, по всей вероятности, начнет тяготеть в сторону более самостоятельных позиций.
Команда Юлии Тимошенко
В случае победы Юлии Тимошенко нужно будет найти очень серьезные аргументы, чтобы что-то изменить в исполнительной власти до парламентских выборов. Объявить о роспуске Верховной Рады вряд ли удастся, поэтому придется искать другие пути влияния на исполнительную власть.
Один из таких возможных путей – договариваться с действующим премьер-министром о сотрудничестве до парламентских выборов. Впрочем, сейчас такая идея может показаться фантастической – между Владимиром Гройсманом и Юлией Тимошенко сложились очень напряженные отношения. Еще один вариант событий – Гройсман сам объявит об отставке, если не найдет поддержки среди фракций нынешнего коалиционного большинства. А еще вероятный вариант – именно «Народный фронт» объявит о громком выходе из коалиции в пользу нового формата большинства. Конечно, при участии «Батькивщины» и других фракций. Однако чисто математически даже при таком варианте развития событий коалиционное большинство размером в 226 голосов без нардепов из БПП собрать будет крайне трудно.
Правда, новые конфигурации в парламенте могут дать шанс вернуться на арену другому политику - лидеру партии «Народный фронт» Арсению Яценюку. Конечно, в случае демарша из коалиции Яценюк претендовал бы на высшую правительственную должность. Еще и попросил бы большую квоту от своей же фракции.
Даже в случае выигрыша Юлии Тимошенко нужно решить непростую задачу налаживания сотрудничества с Кабмином как минимум до осени. А еще в ее команде есть достаточное количество соратников, способных возглавить министерства, однако нет мощного управленца и политика, который бы смог организовать работу Кабинета министров в должности премьер-министра. Вероятно, команде Юлии Тимошенко придется все-таки приглашать менее амбициозного политика на такую роль.
Команда Владимира Зеленского
У одного из самых рейтинговых кандидатов в президенты – шоумена Владимира Зеленского – вообще нет опыта формирования политических команд. Более того, он окажется в крайне сложной ситуации, если все-таки выиграет выборы.
Ведь кроме налаживания отношений с Кабмином, ему придется «с нуля» и в очень сжатые сроки строить политическую партию, которая должна будет стать его опорой в следующем созыве парламента.
Гипотетически, Владимир Зеленский мог бы уже сейчас предложить «свою» правительственную команду, объявив о кастинге на основные министерские должности среди неполитических кругов. Впрочем, даже при положительном для себя сценарии Зеленскому придется все же иметь дело с другими политическими игроками в новой Верховной Раде.
Нехватка кадровых ресурсов
Ситуация с нехваткой кадровых ресурсов для формирования своей политической команды является типичной для остальных кандидатов в президенты.
Анатолий Гриценко вряд ли сейчас может назвать фамилию политика или управленца, которому он и его политическая сила могли бы предложить поработать в должности премьер-министра. Андрей Садовый может найти поддержку среди более опытного в политическом плане состава фракции «Самопомичи».
Неплохой ход в свое время предложила партия «Оппозиционный блок», которая после предыдущих выборов в Верховную Раду смогла создать «теневой Кабмин». Однако пока и политическая сила, и фракция ОБ в парламенте полностью рассорились, и даже при условном выигрыше одного из кандидатов от этой политической силы вряд ли удалось бы быстро восстановить единство и предложить реальных кандидатов на должности в новый Кабмин.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»