На грани коллапса: что будет с Минскими соглашениями

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Недавно плану по мирному урегулированию ситуации на Донбассе исполнилось 4 года. Именно столько заседает трехсторонняя контактная группа в Минске. И именно на нее пока еще возложена главная миссия по установлению мира на востоке Украины.

Однако ситуация парадоксальным образом не только зашла в тупик, но и, похоже, вышла на новый уровень абсурдности. Минские соглашения не выполняют возложенных на них функций: после очередных переговоров об установлении режима тишины, контролируемые Россией боевики нарушают его уже на следующий день и снова стреляют из запрещенного оружия. Никакого отвода оружия на установленное договоренностями расстояние так и не произошло, обмен пленными происходит крайне редко, не говоря уже о том, что Украина не может вернуть контроль над своей государственной границей.

Очередным свидетельством беспомощности Минского формата стал выход из группы переговоров представителя Украины в Трехсторонней контактной группе по Донбассу, экс-президента Леонида Кучмы. Официальная версия – из-за достижения «критического возраста». Речь идет о 80-летнем юбилее, который недавно отпраздновал второй президент Украины.

Другая версия – Леонид Кучма понимает всю дальнейшую бесперспективность продолжения работы трехсторонней контактной группы и решил просто прекратить совершать лишние усилия. Хотя в публичной плоскости заявляет о необходимости продолжать работу в рамках Минских соглашений.

В то же время российские СМИ уже высказали предположение, что место Леонида Кучмы может занять третий президент Виктор Ющенко. Эта информация вызвала большой всплеск сарказма и юмористических комментариев украинского сегмента пользователей соцсетей. Но пока информация не подтвердилась.

Среди вероятных преемников Леонида Кучмы называют зместительницу главы Верховной Рады Ирину Геращенко, которая возглавляет украинскую делегацию в гуманитарной подгруппе и советника нынешнего президента Украины Руслана Демченко, ранее работавшего и. о. главы МИДа Украины. К слову, комментируя информацию о своем преемнике, Кучма называл именно фамилию Демченко среди вероятных кандидатов.

На чем держатся соглашения?

Украинские политики очень осторожно комментируют все, что связано с Минскими соглашениями. Понять логику и настроения переговорного процесса рядовому украинцу трудно. Однако уже сейчас очевидно, что Минские соглашения держатся на страхах украинской власти и необходимости сохранения последней контактной площадки для обмена пленными.

Четыре года Минским соглашениям. Что предлагал «мирный план» и чего ждать дальше?Четыре года назад, 8 июля 2014 года, президент заверил, что мирный план урегулирования ситуации на Донбассе будет реализован.

Интересно, что именно эту площадку очень удачно использует в своей политической игре один из самых демонизированных украинских политиков – Виктор Медведчук. Он имеет непосредственный контакт со своим кумом – президентом РФ Владимиром Путиным, может беспрепятственно летать напрямую из Киева в Москву и обратно. Учитывая последние события, решения и заявления Медведчука, вполне вероятно, что продление Минских соглашений является неким «политическим предложением» для действующей власти.

Интересным был и комментарий представителя Украины в подгруппе по вопросам безопасности Трехсторонней контактной группы на Минских переговорах Евгения Марчука о важности сохранения Минского формата. В частности, он предостерег от переноса переговоров из Минска на другую площадку, так как считает, что именно переговоры в Минске «удерживают Беларусь в отношениях с Украиной». И если произойдут какие-то изменения, Беларусь может стать еще одним потенциальным врагом Украины, ведь белорусский президент Александр Лукашенко полностью координирует свои действия с Кремлем. Не лишним будет упомянуть и тот факт, что Марчук когда-то был один из лидеров избирательного списка партии СДПУ(о) вместе с тем же Виктором Медведчуком.

Не трогать перед выборами

Важным замечанием является и то, что раньше Минские соглашения и отсутствие прогресса с их выполнением связывали с продолжением санкций западных стран в отношении России. Мол, не будет Минского формата – с России будут сняты экономические санкции. Однако ситуация последних лет доказывает, что это совсем не так. Преступления политического режима Путина уже давно переросли своими масштабами нападение на Украину, аннексию Крыма и поддержку сепаратистских образований «ДНР» и «ЛНР» на захваченных территориях Донецкой и Луганской областей.

И все же украинские политики не решаются изменить свое отношение к Минским соглашениям. В начале октября парламент поддержал пролонгацию закона №9153 об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей до 31 декабря 2019 года.

«Выборы» в ОРДЛО: что делать с Минскими договоренностямиВ Кремле решили назначить так называемые выборы в ОРДЛО на 11 ноября. Это прямое нарушение Минских соглашений. Как реагировать Украине, рассуждали эксперты.

Это значит, что тему эффективности дальнейшего выполнения Минских соглашений попытаются не подымать как минимум до проведения президентских выборов весной 2019 года. Конечно, такой план является удобным и для наших северных соседей, которые будут пытаться использовать это время в свою пользу. Прежде всего воздействуя на внутреннюю расстановку политических сил – особый акцент делается на парламентские выборы 2019 года.

В контексте голосования за пролонгацию особого статуса особенно интересным является то, какие именно фракции поддержали этот закон. 245 зеленых кнопок на пультах народных депутатов в сессионном зале нажали представители «Народного фронта», БПП, групп «Воля народа», «Видродження» и «Оппозиционного блока». Против идеи пролонгировать закон выступили фракции «Батькивщины», «Самопомичи» и Радикальной партии Олега Ляшко.

Выйти из Минского формата?

Можно ли вообще прекратить любые переговоры в Минске? Да, конечно. Впрочем, без должной альтернативы такое решение будет крайне опрометчивым. Ясно одно – Россия не соглашается на расширение формата, в котором бы участвовали представители от США. Главная цель Кремля в Минске – заставить Украину пойти на любые уступки, а главное – признать марионеточную «власть» в так называемых «ДНР» и «ЛНР».

Украина рискует во всех случаях – и пролонгируя закон об особом статусе, и сохраняя формат Минских соглашений, и в случае выхода из переговоров. Ведь пока соглашения – удобное прикрытие для Кремля, чтобы держать в напряжении украинскую власть. В любое удобное время Россия может согласиться выполнить часть условий Минских соглашений и вернуть ОРДЛО в состав Украины. Со всеми тамошними проблемами, разрушениями, амнистированными боевиками, да еще и на условиях особого статуса. И даже присутствие миротворцев на Донбассе не изменит дальнейших экспансионистских планов Кремля.

Почему Кучма ушел из переговорного процесса и что будет с Минскими соглашениями?Второй президент Украины, один из подписантов Минских договоренностей Леонид Кучма вышел из переговорной группы.

Такой сценарий может произойти в том случае, если в новый парламент войдут политические партии с пророссийскими позициями. Если произойдет возврат ОРДЛО, украинцам будут рассказывать о «долгожданном мире», но забудут сказать обо всем том комплексе проблем, с которым придется иметь дело всей стране. Между тем с России таки могут снять санкции – по крайней мере формальных причин для их продления, кроме аннексированного Крыма, не будет. И даже в случае сопротивления отдельных государств решение вопроса с Донбассом гарантирует Кремлю новую переговорную позицию по его дальнейшему геополитическому позиционированию.

Именно поэтому держаться за Минские соглашения уже сейчас нет никакого смысла. Они порождают лишь еще больше проблем. Правда, накануне выборов в 2019 году нынешние политики, которые имеют властные полномочия, вряд ли пойдут на такой шаг, как выход из Минского формата.

Пока единственная альтернатива – настаивать на введении полномасштабной миротворческой миссии ООН, наличие которой может способствовать решению более насущных проблем – прекращению огня и выводу войск противника с временно оккупированных территорий Донбасса. В то же время стоит обратить большее внимание на развитие и рост экономики и набрать геополитического веса. Со слабой страной никто считаться не будет – ни враги, ни друзья.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: