Сегодня исполняется четыре года Минским договоренностям. 5 сентября 2014 года представитель ОБСЕ, посол Хайди Тальявини, второй президент Украины Леонид Кучма, посол России в Украине Михаил Зурабов и представители самопровозглашенных «ДНР/ЛНР» заключили соглашение о временном перемирии в войне на востоке Украины. Однако договор был нарушен уже через сутки, 6 сентября, когда был обстрелян пригород Мариуполя. С тех пор обстрелы позиций украинских военных не прекращались. Однако, как и ранее, стороны настаивают, что альтернативы Минским соглашениям нет, а США продолжают призывать Россию выполнять свои обязательства, взятые в рамках договоренностей Минского протокола и немедленно прекратить боевые действия на Донбассе. К слову, четыре года назад, 8 июля 2014 года, президент заверил, что мирный план урегулирования ситуации на Донбассе будет реализован.
Политолог Петр Олещук отметил, что по своему содержанию соглашения, если отбросить пропагандистские нюансы, были очень мягкой формой капитуляции Украины в войне на Донбассе.
Что предлагали для Донбасса
«Капитуляцией, потому что если государство соглашается на определенные уступки в собственном суверенитете на собственной территории по итогам войн, это, по сути, капитуляция. Хотя эти ограничения были довольно двусмысленными, поэтому можно рассматривать этот план как мягкую капитуляцию», – подчеркнул Олещук.
Скорее всего, на тот момент президент и его окружение рассматривали Минские договоренности как своеобразный Брестский мир, предположил политолог.
«Тогда, пожалуй, мыслили в ключе «сейчас идем на определенные уступки, получим паузу, через некоторое время РФ пойдет на уступки под давлением санкций, ну и, соответственно, можно будет говорить о победе», – уточнил он.
По его мнению, РФ считала, что не нужно продолжать эскалацию, чтобы не подвергаться новым санкциям. Лучше связать Украину этими соглашениями и ждать, пока не сменится власть.
Они до сих пор ждут, что власть сменится и пойдет на уступки. Уступки – это признание аннексии и того, что Украина не будет продолжать евроинтеграционное движение, добавил Олещук.
Практика показала, что надежды обеих сторон не оправдались, акцентировал он.
«Ни одна из сторон не понесла краха, война перешла в полупризнанный, полупозиционный характер и формат боев на истощение. Это не выгодно никому, а нам – больше всего, потому как идет эта война на нашей территории», – констатировал эксперт.
На тот момент альтернативы не было, Минские соглашения стали результатом поражения Украины, которое было обусловлено общей отсталостью ВСУ, пояснил он.
Минск как предохранитель «большой войны» с РФ
Смысл данной войны - удержать Украину в орбите влияния РФ с перспективой интеграции территорий в так называемый новый СССР.
«В этой ситуации большая война никому не нужна. Кому нужно бомбить предприятия, которые ты в перспективе рассматриваешь как свои?», – отметил политолог.
РФ постоянно бряцает оружием, но таких намерений у нее не было, а военная реформа в РФ показывает, что они вообще готовились не к глобальным военным конфликтам, а к спецоперациям, обратил внимание эксперт.
«Нет никаких фактов того, что Минские соглашения сдержали от чего-то Россию, потому что нет фактов, Россия подобное планировала», – констатировал он.
Четыре года спустя. В поисках нового «мирного плана»
Сейчас нет оснований говорить, что конфликт близок к завершению, добавил политолог.
После ликвидации Захарченко назначат кого-то другого, но это ни на что влиять не будет, но следует понимать, что какие-то процессы происходят, уточнил он.
Олещук напомнил об интервью Медведчука, которого ассоциируют с процессом урегулирования конфликта, и известно, что он играет роль в переговорном процессе по освобождению заложников и военнопленных. Кроме того, он выступал в качестве автора так называемых «мирных планов».
«Первый его мирный план основывался на реализации Украиной Минских договоренностей в политической части», – пояснил эксперт.
Пока непонятно о чем идет речь, но запуск этой идеи будет предшествовать в раскрутке этого мирного плана. Мирный план, очевидно, будет опираться на Минские договоренности, на политическую часть, подчеркнул он.
«Не случайно это появилось сейчас, потому что он уже выразил поддержку партии «За життя». То есть Медведчук возвращается в политику, с этим мирным планом будет идти на выборы и, возможно, в прифронтовых территориях это поддержат, потому что там объективно люди просто устали от войны. Это идея, которая будет обыгрываться во время предстоящих выборов. Не об одном мирном плане мы еще услышим», – резюмировал Петр Олещук.
Напомним, 27 августа 2015 года президент Украины Петр Порошенко пообещал, что третьей встречи в Минске по урегулированию ситуации на Донбассе не будет.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»