Лебединая песня Петра Порошенко. Колонка Леонида Швеца

Читати українською
Леонид Швецполитический обозреватель

Сейчас уже чуть меньше, а еще совсем недавно было очень популярно по поводу и без упоминать «черных лебедей». Любые из ряда вон выходящие события числили по этому разряду и будто даже избавлялись от необходимости что-то больше объяснять. «Так случилось», – как неоднократно отвечает в своем недавнем интервью многомудрый Виталий Кличко, и что здесь обсуждать.

Между тем Нассим Талеб, который ввел в оборот этот термин, имел в виду под «черными лебедями» события, которые никто не мог предсказать и имеющие серьезные последствия. И в этом смысле неприятности, обрушившиеся на президента Порошенко, никак не подпадают под птичье определение.

В Черниговской области рвутся склады с боеприпасами: что пишут в соцсетяхВ Ичне происходят взрывы на военных складах с боеприпасами. Что об этом пишут в соцсетях, собрало Слово и Дело.

Действующая кадровая политика с неизбежностью вела к какому-то громкому разоблачению, и «так случилось», что в центре его оказался Сергей Семочко, высокопоставленный сотрудник СБУ, чье броское богатство не имеет приличного пояснения, а неприличное, как выяснили журналисты-расследователи, просто ужасает. Игры спецслужбы с лекарствами для диализа почек стоили жизни сотням больных людей. Ни это, ни странные связи с Россией не помешали Семочко стать первым заместителем главы Службы внешней разведки Украины. Все это вылезло наружу, попытка президента отмолчаться усугубила дикий скандал, подключение придворной блогерши для информационного разруливания и вовсе вызвало вопросы об адекватности руководства. Крайне неприятно, однако и ничего непредсказуемого, согласитесь, даже наоборот.

Взрывы на арсеналах в Украине давно, как в анекдоте, прошли три стадии объяснения: их можно было считать случайностью в первый раз, редким феноменом во второй и устойчивой привычкой в третий. ЧП на артскладах в Ичне поэтому вызвало нервный смех, но никак не удивление. В отличие от ситуации с Семочко, начальство отмалчиваться не стало, но это убедительности ему не добавило, все-таки налицо системная неспособность справиться с проблемой, какие слова и позы ни выбирай.

Если посмотреть на другой «лебединый» аспект, серьезность последствий, то и здесь не все ясно. Резонанс от карьерных успехов Семочко явно пытаются погасить, и, вполне возможно, об этой истории не узнают далеко за пределами политизированного слоя, а он не так велик, как ему самому порой кажется. Взрывы на складах в информационном мешке не утаить, однако и здесь неочевидно, что последуют существенные изменения в отношении граждан к власти. Во-первых, меняться в негативную сторону уже особенно некуда, недоверие зашкаливает, во-вторых, имеющаяся поддержка Порошенко все больше носит безусловный характер, как, кстати, и у Тимошенко: «Да, несмотря ни на что». Скандалом больше, скандалом меньше, никакой значительной роли не играет. Среди сторонников президента, как показали данные сентябрьского опроса социологической группой «Рейтинг», 71% считает, что страна движется в правильном направлении. Все другие группы избирателей категорически противоположного мнения.

Взрывы под Черниговом: грозит ли отставка начальнику ГенштабаПорошенко поручил Полтораку и Климкину завершить переговоры с НАТО по реализации специального трастового фонда, который обеспечит эксплуатацию и охрану складов боеприпасов.

И, тем не менее, фактор незапланированных неприятностей будет обязательно сказываться на электоральном забеге Петра Порошенко. Можно произнести прекрасную речь или даже дерзко слетать на фронт, но сумма накопленных в предыдущие годы дел, недоделок и ошибок в любой момент может выплеснуться очередными неприятностями и переключить внимание избирателей на какую-нибудь гадость вместо того, чтобы внушать им теплые чувства к кандидату на второй срок. У его соперников нет административных рычагов, но нет и огромной плохо склепанной системы тотальной коррупции и безответственности, плодящей скандалы с интенсивностью крольчихи в расцвете продуктивных возможностей. Возглавляя эту систему, трудно, невозможно делать вид, будто не имеешь отношения ни к ней, ни к ее ядовитым выхлопам.

Дело обстояло бы несколько иначе, если бы Порошенко зарекомендовал себя в качестве врага этой системы. Каждый сбой давал бы ему повод показательно крушить ее трухлявые конструкции и расчищать площадку под новое здание. Он же предпочел быть защитником, а не нападающим, охранником, а не строителем. Немногочисленных своих это не отпугивает, но и прирасти новыми голосами никак не позволяет.

Сколько еще раз до дня выборов система поставит своего лидера в дурацкое положение, никто не знает, а поставит непременно. Прилетит настоящий «черный лебедь» или нет, предвыборная заявка Петра Порошенко «Армія, мова і віра» пока звучит как лебединая песня.

Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: