На этой неделе Европейский суд по правам человека вынес свое решение по так называемому делу «Зеленчук и Цюцюра против Украины». Речь идет о том, что мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения нарушает права человека. Подобное решение является логическим продолжением многолетней саги о судьбе украинской земли.
Украинские земли – это огромный рыночный актив, потенциал которого до сих пор достаточно не задействован в развитии отечественной экономики. Судьи Европейского суда по правам человека в своем решении требуют отменить действие моратория и ввести эффективную модель рынка земли. Какую именно, должны решить сами украинцы.
Однако в Европе и во всем мире дают четко понять украинцам – без цивилизованного рынка земли дальнейшее развитие экономических отношений будет затруднено. Так, например, Международный валютный фонд уже давно требует от украинской власти сделать прозрачным и открытым рынок земли.
Впрочем, украинским политикам, поддерживаемым большим бизнесом и аграрным лобби, удается уже много лет обходить это фундаментальное решение стороной. Скорее всего, земельная реформа будет неактуальна и в этом году – по крайней мере накануне нового избирательного сезона очередных жарких дискуссий не избежать. Здравый смысл говорит о том, что рынок земли рано или поздно все-таки придется создавать. Однако, когда речь идет о голосах избирателей, все рациональные аргументы уходят в небытие. Как земельный вопрос будут использовать политические силы и их лидеры в своей предвыборной агитации? И кого больше – противников или сторонников земельной реформы? Попробуем разобраться.
Ни себе, ни другим?
Мораторий на продажу, дарение или другие способы отчуждать земельные участки сельскохозяйственного назначения действует с начала 2000-х годов. Ежегодно данный вопрос снова и снова возникает и обсуждается на самом высоком уровне и каждый раз Верховная Рада уже нескольких созывов голосует «за» продление моратория.
Эксперты связывают такое единодушие с влиятельным лобби крупных сельскохозяйственных корпораций и политиков-латифундистов, которые прямо или опосредованно представляют свои интересы в парламенте. Именно они и являются основными выгодоприобретателями решения о продлении моратория на продажу земли. Ведь сейчас они ее арендуют у селян (около 7 миллионов украинцев владеют земельными паями) за небольшие деньги, тогда как зарабатывают намного больше от использования земельных ресурсов.
Все это приводит к существенным диспропорциям в экономике, влияет на уровень жизни граждан. Открытый и прозрачный рынок земли – это возможности для конкуренции, для создания новых рабочих мест. Конечно, решение о продаже земли должно быть четко урегулировано законодательством, чтобы получить действенные предохранители как от ее полной скупки иностранными корпорациями, так и для защиты прав законных владельцев. Конечно, такой вопрос, как рейдерство, с возникновением прозрачного рынка земли постепенно исчез бы из реалий украинского бизнеса. Впрочем, это еще одна преграда: по оценкам экспертов, речь идет о ежегодном обороте в несколько миллиардов гривен. А это очень весомый аргумент для продолжения хаоса в отечественном законодательстве.
Болезненный вопрос для украинцев
Отношение к отмене моратория среди самих украинцев неоднозначное. Как свидетельствуют социологические опросы последних лет, украинцы напуганы как перспективой введения рынка земли, так и последующим продлением моратория на продажу своих паев.
Именно политики хорошо постарались, чтобы как можно сильнее запутать рядовых граждан. Многие из них испытывают потребность во внедрении свободного рынка земли и знают о реальной стоимости своих участков. Впрочем, многолетние запугивания о том, что рынок земли приведет к очередному масштабному «дерибану» одного из самых ценных активов Украины, получили свой результат.
Согласно опросу социологической группы «Рейтинг» в начале этого года, 77% респондентов выступают против продажи земель сельскохозяйственного назначения. И только каждый десятый – «за» отмену моратория. Еще 13% – не определились. Примечательно, что сторонники продления моратория являются большинством во всех регионах нашей страны. Только среди опрошенных в Закарпатской и Волынской областях, а также в Киеве существует большая доля респондентов, которые считают необходимым создание эффективного рынка земли.
Результаты еще одного подобного исследования, проведенного по заказу одной из инициатив USAID летом прошлого года, вообще поражают. Несмотря на то, что «за» мораторий высказались 2/3 опрошенных респондентов, половина от общего количества опрошенных также считают целесообразным получить право на продажу земли. То есть это две противоречащие друг другу стратегии решения земельного вопроса. Результаты опроса показали, что знания большинства украинцев о моратории преимущественно базируются на информационном контенте, который создают СМИ. А это благоприятный фон для манипуляций политиков.
Конечно, вопрос открытия рынка земли имеет очень много оговорок. Одна из главных – сами украинцы просто не смогут принять участие в этом процессе из-за собственного обнищания. Таким образом, селяне, которые хотят развивать свое дело и становиться фермерами, не смогут купить себе земли по рыночным ценам. Тогда как процент владельцев паев, которые захотят продать свою землю, наоборот, увеличится. Конечно, в таких условиях покупать драгоценный актив смогут только крупные латифундисты и корпорации.
Адвокаты дьявола
Именно то, что большинство украинцев не поддерживают отмену моратория на продажу земли, и является основным аргументом для того, чтобы бесконечно тянуть время с введением рыночных механизмов в этой сфере. Этим пользуются политические силы и политики, которые спекулируют на данном вопросе и добывают себе электоральные баллы.
Необходимость продления моратория на рынок земли чаще всего используют политики-популисты. Главный тезис – «вопрос не на повестке дня». Мол, пока не будет созданы нормальные условия, упорядоченные и должным образом защищенные земельные кадастры, до тех пор говорить об обороте земли в Украине рано. Наибольшая угроза – массовая скупка земли за бесценок международными корпорациями.
Понятно, что подобные тезисы являются манипулятивными по своей сути. Рынок земли никогда не появится, если не ввести жесткие и понятные правила и не позволить покупать землю любому, кто даст за нее конкурентную цену. Конечно, со временем рынок сам определит наиболее удачное ценовое предложение, но до того риск «продешевить» всегда будет.
Какие политические силы поддерживают продление моратория на продажу земли? Это легко увидеть по результатам голосования за его продление в декабре 2017 года. Наиболее единогласно проголосовали фракции «Батькивщины», Радикальной партии Олега Ляшко и «Оппозиционного блока». Еще две депутатские группы – «Видродження» и «Воля народа» – также дали большинство голосов за это решение. В «Народном фронте» и БПП за продление моратория проголосовали примерно по половине из присутствующих нардепов.
Единственная фракция, в которой были существенные сомнения по данному решению, – «Самопомич». При этом депутаты всех фракций в целом поддерживают введение свободного рынка земли, но по-разному относятся к срокам его запуска. Например, фракция «Батькивщины» подготовила альтернативный законопроект принятому в декабре 2017 года, который предусматривал продление моратория до 2023 года. «Оппозиционный блок» вообще считает, что введение свободного рынка земли возможно только после того, как свое мнение выскажут все граждане на всеукраинском референдуме. В «Самопомичи» также считают целесообразным разделить запуск рынка земли на 3 этапа, тщательно подготовившись к нему, и запустить процесс только с января 2021 года. Представитель партии «Свобода» в парламенте Юрий Левченко предлагал в своем варианте законопроекта продлить мораторий до момента принятия закона о полном запрете торговли землями сельскохозяйственного назначения – такое себ решение «бесконечного срока годности».
Поддерживают продление моратория на продажу земли и среди многих внепарламентских политических сил. Наиболее последовательна в этом вопросе Аграрная партия. Именно эта политическая сила устраивала массовые забастовки селян и угрожала заблокировать все важные автомагистрали Украины, чтобы к их мнению прислушались. В партии не просто выступают за пролонгацию моратория, но и собирают подписи граждан, чтобы инициировать всеукраинский референдум о запрете продажи земли. В частности, по информации самих партийцев, якобы уже собрано 3 миллиона подписей.
Позицию Аграрной партии поддерживает и лидер еще одной внепарламентской политической силы, которая постепенно набирает сторонников, – «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко. Риторика та же – отмена моратория приведет к скупке земли у крестьян за бесценок. Подобной точки зрения придерживаются и внепарламентские партии «УКРОП и «За життя».
Земля здорового человека
Учитывая непопулярность идеи отмены моратория на продажу земли среди большинства украинцев, очень мало политических сил решаются на открытые призывы относительно скорого введения рынка земли.
Как упоминалось выше, наиболее последовательно свою позицию выражает партия «Самопомич». Лидеры этой политической силы считают, что в случае объединения усилий с союзниками смогли бы уже за 2 года запустить рынок земли. При этом, как утверждают в «Самопомичи», параллельно были бы запущены все предохранители для того, чтобы усилить позиции самих владельцев земельных паев. Прежде всего это предоставление приоритетного права покупки земли именно украинцам.
Поэтому пока идея введения прозрачного и свободного рынка земли в Украине является непопулярной среди политических сил. Возможно, это именно то конкурентное поле для появления мощной партии, которая станет объяснять гражданам преимущества открытия рынка земли? Впрочем, как видим, запрос в обществе на подобную идею слишком слаб, а в политике преобладает противоположная точка зрения. Как преодолеть такой замкнутый круг – пока не совсем понятно.
Как и то, что будут делать правительство и парламент в конце этого года, когда нужно будет принимать очередное решение о продлении или снятии моратория. Пойдут ли нардепы против решения Европейского суда по правам человека? Понимают ли последствия такого шага? И как тогда говорить о евроинтеграции, если на самом высоком уровне нельзя решить вопрос введения понятных и прозрачных правил по запуску рынка земли. Именно таких, которые бы учитывали интересы всех граждан, а не только кучки латифундистов и владельцев аграрных компаний.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»