Тыква от МВФ: удастся ли Украине привлечь очередной кредит в 2018 году

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Украина так и не получила очередной транш МВФ в конце 2017 года. Пока парламент находится на плановых каникулах, в НБУ подчеркивают необходимость продолжения сотрудничества с главным кредитором нашего государства. Тогда как в правительстве ломают голову над тем, как это сделать, учитывая обстоятельства.

А последние новости с фронта сотрудничества с Фондом не слишком радужные для Украины. Фактически, не выполнена половина требований – так называемых «структурных маяков» – благодаря которым можно было бы надеяться на получение новых траншей.

В правительстве пока полны оптимизма: мол, несмотря на политическую составляющую некоторых важных вопросов, главное требование МВФ – сокращение дефицита бюджета – понемногу таки выполняется. А значит, не все потеряно. Эксперты отмечают, что последние сигналы от миссии Фонда свидетельствуют об очень принципиальной позиции: либо Украина выполняет обещанные изменения и соответствует критериям, которые сама же подписала в меморандуме о сотрудничестве с МВФ, либо в рамках действующей программы не получает дальнейших траншей кредитов.

И хочется, и колется

На ситуацию давит еще и то, что в последующие 5 лет предстоит пик выплат по прежним внешним долговым обязательствам. Это те деньги, которые предыдущие правительства получали еще в 2014-2015 годах. Это действительно впечатляющие цифры для украинской экономики – речь идет о десятках миллиардов долларов США.

Тарифы в Украине: политизация процесса и прекращение сотрудничества с МВФВ МВФ заявили, что Украина должна поднять цены на газ до уровня импортного паритета. Правительство – против. Оценку ситуации дали эксперты.

Поэтому, согласно графику выплат, до 2022 года Украина в счет погашения и обслуживания внешних обязательств должна выплатить 28,7 миллиарда долларов. В 2018-м нужно будет выплатить общую сумму в 3,5 миллиарда долларов, в 2019-м – 6,4 миллиарда долларов, в 2020-м – рекордные 6,8 миллиарда долларов. Далее величина выплат несколько уменьшится, но в целом в 2021-2022 годах нужно будет отдать еще почти 11 миллиардов долларов.

Это действительно большая нагрузка на экономику, если вспомнить, что доходная часть бюджета на 2018 год составит 913 миллиардов гривен, что по нынешнему курсу доллара составляет чуть более 32 миллиардов долларов.

Нынешняя программа расширенного кредитования от МВФ закончится в 2019 году. По ее условиям в 2015-2017 годах мы уже получили четыре транша на сумму 8,7 миллиарда долларов из возможных 17,5 миллиардов долларов.

В Нацбанке надеются, что уже в этом году Украина получит сразу два транша на общую сумму 3,5 миллиарда долларов. Впрочем, в правительстве не исключают, что эта сумма может быть и больше, особенно оптимистичен в этом вопросе министр финансов Александр Данилюк.

Впрочем, откуда такой оптимизм у чиновников – вопрос риторический. Ведь выполнение большинства требований, зафиксированных в меморандуме о сотрудничестве с МВФ, зависит от Верховной Рады.

Так, Верховная Рада в конце 2017 года провалила несколько ключевых «структурных маяков» – не приняла закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а наоборот, продлила мораторий на ее продажу еще на год. Не приняла закон об антикоррупционном суде, о содержании которого шли споры почти год. Так и не смогла определиться с созданием нового органа, который занимался бы фискальными преступлениями вместо налоговой милиции. И это только те вопросы, которые были буквально на повестке дня рассмотрение парламента.

Например, очень слабо происходит приватизация государственных предприятий – это еще один вопрос договоренностей с МВФ о получении очередного транша. В парламенте затягивается принятие новой редакции закона о приватизации государственного имущества. Однако в Фонде госимущества рассчитывают продать в 2018 году около 100 госпредприятий на общую сумму 22 миллиарда гривен.

Политический фактор

Но все условия, задекларированные правительством перед МВФ, может постигнуть большая неудача: их выполнение могут растянуть во времени до следующего года. Причина – подготовка к президентским и парламентским выборам. Это как раз то время, когда в Украине традиционно утихают любые разговоры о реформах и начинается эра популизма.

Предвыборный 2018 год: что станет решающим для сотрудничества с МВФГлава Минфина сообщил, что Украина рассчитывает получить больше, чем два транша, от кредиторов в 2018 году. Насколько это реально и чем недовольны кредиторы, пояснили эксперты.

Тем более, что согласно графику выплат по внешним кредитам, в этом году ситуация выглядит не слишком патовой. Именно поэтому правительство демонстрирует уступчивость в вопросе отказа пересчитать цену на газ для населения в сторону увеличения согласно изменениям импортной цены. Мы снова видим, как правительство, несмотря на отсутствие уверенного роста экономики, обещает повышение минимальных зарплат и пенсий. Все эти процессы, учитывая слабые экономические показатели, будут иметь весьма негативные последствия для украинской экономики уже в 2019-2020 годах.

Очевидно, политики рассчитывают на то, что дальше время покажет. Что удастся снова реструктуризировать долги, а с МВФ – подписать новые условия для кредитования. Впрочем, последствия такой недальновидной политики могут быть очень плачевными как для украинской экономики в целом, так и для конкретных государственных деятелей в частности. Кроме того, не стоит забывать, что именно выполнение условий, зафиксированных в меморандуме с МВФ, и было некой «дорожной картой» положительных изменений в государстве. Предоставление кредитов должно было стать залогом того, что реформы таки состоятся, и заемные деньги можно будет возвращать, имея уже значительно более сильную экономику.

Пока ж выглядит так, что правительство попытается убедить МВФ таки выделить хотя бы часть из запланированных на 2018 год средств, в то время как политики начнут баталии за будущие голоса избирателей.

Жизнь после кредитов

В ноябре прошлого года представитель миссии МВФ в Украине Йоста Люнгман еще раз обозначил четыре основных пункта, благодаря которым правительству удастся продолжить успешное сотрудничество с кредитором. Это принятие закона о приватизации, продолжение внедрения принятой пенсионной реформы, создание антикоррупционного суда и урегулирование вопроса с ценами на газ. К тому же в МВФ в очередной раз согласились с необходимостью поиска консенсуса в украинском обществе относительно земельной реформы. Мол, решать ее так или иначе придется.

Планы на 2018 год: сможет ли Украина позволить себе отказаться от кредитов МВФЧем дальше, тем чаще украинскую власть упрекают в том, что сотрудничество с МВФ лишь усугубляет ситуацию, поскольку страна стала зависимой от кредитов. Станет ли 2018 год переломным и сможет ли Украина отказаться от траншей МВФ?

Среди прочего, в МВФ не слишком довольны заложенными макроэкономическими показателями в новый бюджет на 2018 год. Так, например, очень сомнительным выглядит прогноз инфляции, ведь по результатам 2017 года ее темпы ускорились до 13,7% (от заложенных 8%).

В целом же, как отмечают эксперты, все проблемные вопросы в украинской экономике можно решать разными способами. Способ, который избрало нынешнее правительство и его предшественники, зафиксирован в соответствующем меморандуме о сотрудничестве с МВФ. Миссия Фонда тщательно изучила возможности для внедрения соответствующих реформ, и вопросы к их воплощению – это уже механика самого процесса, в котором участвуют парламент и правительство. Главное для МВФ – способность страны возвращать долги, а не порождать новые.

Поэтому отсутствие прогресса как в проведении реформ, так и выделении очередного транша являются очень красноречивыми маркерами несостоятельности нынешних элит к эффективному управлению процессами по собственному плану.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: