Годовщина генпрокурора Луценко: за выполнение обещаний – «три с минусом»

Читати українською
Максим Кречетовжурналист, блогер

Ровно год кресло генерального прокурора Украины занимает первый в истории НЕ юрист, а политик Юрий Луценко. Для его назначения меняли закон, требовавший юридическое образование для главного законника страны, незаконно напечатали его в парламентской газете «авансом», ДО принятия документа парламентом. Ради чего?

«Луценко будет бескомпромиссен по отношению к своим!», – говорили нам. «Луценко решительно будет бороться с Януковичем и окружением, засадившим его в тюрьму!», – уверяли нас. «Он будет отличным менеджером не из заскорузлой прокурорской системы», – тиражировали в соцсетях этот месседж порохоботы. Лишь за пару недель до годовщины в лучших советских традициях начался показательный заочный суд над Януковичем и якобы были возвращены в казну мифические полтора миллиарда «денег Януковича». Чтобы, мол, ни у кого язык не повернулся рассуждать об эффективности Юрия Луценко на должности генпрокурора. Ну а у нас повернётся – строго в соответствии с тем, как он выполнял собственные обещания, зафиксированные «Словом и Делом».

Выполнено

Почти год назад Юрий Луценко заявил, что при Генпрокуратуре будет создана Генеральная инспекция внутренних расследований и безопасности по образцу офиса Генеральной инспекции Департамента юстиции США. Изначально «чистильщиком» ГПУ был назначен Пётр Шкутяк. Однако человек, который должен был отвечать за чистоту рядов органов прокуратуры, сам оказался в эпицентре многочисленных скандалов. Его шеф Луценко почему-то делал особый упор на то, что Шкутяк воевал на Донбассе, – как будто это автоматически гарантировало его полное соответствие должности и качество предстоящей работы. Но до оценки качества работы дело и вовсе не дошло, так как проблема была с «качеством» самого кадра – тогдашний главный люстратор из Минюста Татьяна Козаченко сразу же возмутилась: «Шкутяка не имели права назначать – он подпадает под люстрацию, и даже статус участника АТО не опровергает его люстрационного критерия. Он может быть патриотом, хорошим человеком, но применение закона одно для всех». А дело в том, что при президенте-беглеце Януковиче г-н Шкутяк целых 2 года занимал пост главы Долинской райгосадминистрации (Ивано-Франковская область). Одно это лишало его права на высокую должность, тогда как ранее под люстрацию в ГПУ подпали даже те, кто не должен был становиться жертвой «очищения власти» – например, первый замгенпрокурора Николай Голомша. Но, помимо несоответствия должности, за Шкутяком тянулся шлейф земельного скандала – злые языки утверждали, что именно в бытность главой Долинского района он сумел обеспечить выделение в аренду фирме своей матери 0,71 га земли. В итоге мантру про «ветерана АТО» пришлось отставить: Шкутяк уволился в ноябре прошлого года, а 15 февраля 2017 года Луценко сообщил, что в конце декабря 2016 года наконец-то заработала Генеральная инспекция ГПУ. По результатам открытого конкурса ее главой избран Владимир Уваров и назначены 73 работника. Так что обещание как бы выполнено. Правда, о результатах работы инспекции пока вообще ничего не известно.

Луценко намерен восстановить офис реформ ГПУСказано 12 мая 2016 г.Статус обещания: Выполнено

Ещё из выполненного на должности генпрокурора: «дело Ефремова» в суд отправлено. Проверка по фактам обысков сотрудниками НАБУ адвокатов фигурантов «газового дела» Онищенко Специализированной антикоррупционной прокуратурой проведена – нарушений не выявлено. Ровно год назад свеженазначенный генеральный прокурор Украины Юрий Луценко заявил, что намерен восстановить офис реформ ГПУ. Что ж, в структуре ГПУ как самостоятельное подразделение функционирует управление реформ. Оно укомплектовано сотрудниками и, по информации и. о. начальника отдела рассмотрения запросов на публичную информацию Генеральной прокуратуры Украины Виктора Молованюка, осуществляет комплекс мероприятий по реформированию органов прокуратуры, внедрению в практику ее работы иностранного опыта, налаживанию эффективных взаимоотношений с институтами гражданского общества и повышению авторитета в обществе. Что это означает в переводе на общедоступный язык – непонятно. Ну, и миссия ФБР с целью улучшения методов следствия ГПУ привлечена. Правда, статус «выполнено» этому обещанию аналитики «СиД» присвоили в связи с привлечением специалистов ФБР к расследованию дела об убийстве журналиста Павла Шеремета, но, судя по последним результатам журналистских расследований, СМИ в этом деле продвинулись куда больше, чем вся государственная махина вместе с хвалёными заокеанскими сыщиками. Собственно, это и всё об успехах Юрия Луценко в выполнении своих обещаний.

Не выполнено

Юрий Луценко, помнится, заявил: «Я получил от Президента полный карт-бланш – ни одно дело не будет лежать мертвым грузом». Имей он юридическое образование, знай назубок хотя бы Конституцию и закон «О прокуратуре» то пришёл бы в ужас от правового нигилизма, содержащегося в этой фразе, ведь глава государства НИКАКОГО отношения к деятельности прокуратуры не имеет и иметь не должен! Перечень невыполненных обещаний генпрокурора Луценко может перечитать любой желающий, не будем заниматься полным перечислением в виду их многочисленности. Остановимся лишь на некоторых. Одна из самых скандальных историй в Украине – это нелегальная добыча янтаря, приносящая и старателям, но главным образом их покровителям во власти и в погонах немалые прибыли. Там уже и Нацгвардию привлекали – настолько градус страстей был высок. Но в марте 2017 года, как обещал Юрий Луценко, дела должностных лиц силовых структур, занимавшихся «крышеванием» нелегальной добычи янтаря в Ровенской области, не были переданы в суд. Правда, целому ряду бывших правоохранителей и их адвокатам заявлено о завершении предварительного расследования, но по состоянию на начало мая защита всё ещё знакомится с материалами дела, потому оно пока и не отправлено в суд.

В 2016 году, вопреки обещанию Луценко, не было завершено расследование обстоятельств противоправных действий должностных лиц Министерства обороны Украины и Генерального штаба Вооруженных сил Украины, которые могли привести к снижению уровня обороноспособности государства. А война уж четвёртый год идёт, а склады с боеприпасами взрываются и горят. Одна из самых болезненных страниц войны на востоке Украины и одно из самых резонансных заявлений Луценко: он обещал, что осенью 2016 года будет завершено расследование уголовного дела по Иловайску. «Котёл» случился в конце августа 2014 года, когда в результате организованного высшим руководством Вооруженных Сил РФ в нарушение международных законов и обычаев ведения войны вероломного нападения на украинских военнослужащих, воспользовавшихся гарантированным русскими «гуманитарным коридором», 366 человек погибли, 429 получили ранения, более 300 попали в плен. Те, кто руководил тогда армией, пребывают на высоких должностях и сегодня, спустя почти 3 года виновные с украинской стороны в этой без преувеличения катастрофе так и не названы. Также вопреки обещанию Юрия Луценко Верховная Рада не получала от Генпрокуратуры представления на арест народных депутатов, подозреваемых в госизмене. Не выполнил Луценко даже популистское (в его стиле) обещание не повышать зарплату работникам прокуратуры до возврата в казну денег Януковича. Кстати, о показателях работы: в 2016 году показатель раскрываемости преступлений составил 30%, а самым низким он оказался в Киеве – всего 16%.

В процессе

А по следующим обещаниям, имеющим статус «в процессе выполнения», вряд ли какой-то букмекер рискнул бы устроить тотализатор, учитывая уровень ответственности Юрия Луценко (33% за все время и 12% с момента пребывания в должности генерального прокурора). Но мы не будем превращать разбор обещаний генпрокурора в шоу, а попробуем спрогнозировать: сдержит или нет он своё слово по поводу следующих обещаний. Сначала о том обещании, которое на 100% зависит от Юрия Витальевича и сроки по которому поджимают. Итак, 14 июня 2016 года Юрий Луценко заявил, что в 2017 году произойдут системные изменения в Генеральной прокуратуре. В частности, все претенденты на административные должности на всех уровнях должны будут избираться на открытых конкурсах: Юрий Луценко пообещал, что только новые лица, которые пройдут конкурсный отбор, нынешней весной получат право на самоуправление всей прокуратурой. До конца весны осталось всего ничего, а ни об одном конкурсе пока не слышно… Ещё о кадрах: 7 декабря 2016 года генеральный прокурор Украины заявил, что около 60 прокуроров, которые не заполнили декларацию, будут уволены после проверки Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции. Правда, по словам Луценко, многие из этих прокуроров в декрете или под арестом. Учитывая, что НАПК ещё даже не бралось за проверку деклараций, ждать исполнения этого обещания придётся долго. По крайней мере, по информации начальника отдела рассмотрения запросов на публичную информацию Генеральной прокуратуры Украины Натальи Теличко от 5 мая 2017 года, приказы об увольнении прокуроров, должности которых отнесены к номенклатуре генерального прокурора Украины, в связи с непредставлением декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, пока не издавались.

Ну и о делах резонансных: 11 апреля 2017 года генеральный прокурор Украины заявил, что судебный процесс над Януковичем продлится пару месяцев. В тексте обещания есть пометка наших аналитиков: «СЛОВО И ДЕЛО ОБРАЩАЕТ ВАШЕ ВНИМАНИЕ! Выполнение этого обещания не относится к компетенции генерального прокурора Украины Юрия Луценко, однако фиксация этого заявления необходима для взвешенной характеристики поведения персоны в публичном пространстве». Ох уж эти законы – то лишают Президента права руководить делами прокуратуры, а прокуратуре не дают порулить судами. И кто только пишет такие законы, да, Юрий Витальевич? Как недоучившийся юрист, всё же осмелюсь сообщить г-ну генпрокурору: на юрфаке изучают не столько сами законы, сколько основополагающие принципы функционирования юриспруденции и права. Разделение властей – один из фундаментальных принципов права демократических стран. А вот свежее: 28 апреля 2017 года генеральный прокурор Украины Юрий Луценко заявил, что новые конфискации средств, украденных бывшими украинскими чиновниками, безусловно, будут. Что ж, может быть и такое, но необязательно благодаря лично Луценко. Ведь на заре своей политической карьеры он был одним из координаторов акции «Украина без Кучмы» – и она таки уже 12 лет как без Кучмы, но по нашей методике мы это ну никак не сможем записать в актив выполненных обещаний Луценко. И самое последнее: 10 мая 2017 года генпрокурор заявил, что работники Нацполиции Днепра будут отвечать за сотрудничество с титушками 9 мая. Стрелочники-то будут отвечать, в этом нет сомнений, а вот заказчики столкновений ответят за содеянное? И тут просто нельзя не упомянуть об одном невыполненном обещании Юрия Луценко: рассказать общественности о том, что происходит в деле заказчиков убийства журналиста Гонгадзе

Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: