Равнодушное партнерство: удастся ли правительству удержать сотрудничество с МВФ?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Получение третьего транша от МВФ в рамках расширенной программы кредитования в сентябре 2016 года, после более чем годовой паузы в сотрудничестве, вдохновило чиновников на оптимистичные прогнозы относительно быстрого получения следующей порции кредита. Речь шла о судьбе 1,3 миллиарда долларов, который и в НБУ, и в Кабмине рассчитывали получить уже в середине ноября этого года.

Казалось бы, этому способствовала и громкая кампания по е-декларированию: чиновники вынуждены были обнародовать собственные доходы, которые шокировали и украинцев, и мировое сообщество. И вот, после двухнедельного мониторинга, миссия МВФ, возглавляемая Роном ван Руденом, огласила неутешительный прогноз: скорее всего, в Фонде не будет рассматриваться вопрос очередного транша кредита для Украины до конца этого года.

В правительстве уже успели заверить: Украина справится и без кредита. Впрочем, большинство экспертов отмечают неудобное положение, в котором оказался Кабмин Владимира Гройсмана. С одной стороны, МВФ давит и в обмен на деньги требует реформ. С другой – власть не может пойти на очередную порцию непопулярных шагов, которые окончательно уничтожат рейтинги пропрезидентской команды как в правительстве, так и в парламенте.

Неудобная позиция

В рамках четырехлетней программы расширенного финансирования от МВФ Украина до 2019 года должна получить еще почти 10 миллиардов долларов. Кроме ближайшего транша в 1,3 миллиарда долларов, уже в первом квартале 2017 Фонд мог бы предложить еще почти 2 миллиарда долларов. После чего размеры кредитов должны были бы существенно снизиться: размер двух следующих должен составлять не более 1,3 миллиарда долларов, а остальных пяти – до 735 миллионов долларов.

Порошенко извинился за непопулярные решения, связанные с МВФПоддержка Международного валютного фонда критически важна для Украины, хотя за нее и пришлось заплатить миллионам украинских семей, признал Петр Порошенко.

Впрочем, любая неуверенность руководства Фонда в способности конкретного государства обслуживать свой кредит автоматически приостанавливает предоставление финансирования, а в отдельных случаях сотрудничество может даже быть остановлено. Например, именно из-за коррупционных скандалов и политическую нестабильность, миссия МВФ в 2015 году отказалась вести переговоры об очередной программе кредитования Молдовы.

Те же сигналы от Фонда получили и отечественные чиновники. В МВФ отметили необходимость усилить работу в направлении борьбы с коррупцией, ведь нынешние успехи на антикоррупционной ниве западные партнеры считают недостаточными. Это особо подчеркнули в официальном заявлении Фонда по итогам работы его миссии в Киеве 3-17 ноября:

«Несмотря на достигнутые успехи в создании новых институтов, в том числе Национального антикоррупционного бюро Украины и системы электронного декларирования активов чиновников, нужны конкретные результаты в привлечении к ответственности, осуждении коррумпированных чиновников высокого уровня и возврате доходов, полученных в результате коррупционных деяний».

Кроме того, критичность нынешней ситуации в том, что в МВФ возлагают на нынешнюю украинскую власть еще большую ответственность в соблюдении кредитных обязательств. Фактически, в Фонде подчеркивают, что именно действующая власть ответственна и за курс реформ, и за политическую и экономическую стабильность в государстве, и что именно от ее действий будет зависеть дальнейшее сотрудничество с МВФ. «Власть должна оставаться единой в своей решимости продолжать продвигать реформы, сопротивляться давлению популистов и преодолевать сопротивление со стороны заинтересованных групп интересов. Решающие шаги особенно необходимо принять относительно борьбы с коррупцией, которая остается наиболее часто упоминаемым препятствием для ведения бизнеса в Украине», – говорится в заявлении МВФ.

Условия те же

Кроме борьбы с коррупцией, среди основных условий МВФ – сбалансировать Бюджет на следующий год. В зоне особого внимания Фонда находится желание правительства повысить минимальную зарплату до уровня 3200 гривен.

Эксперт объяснил, почему Украине придется рассчитывать только на себя и не ждать кредитовКонсультант по экономическим вопросам Центра Разумкова рассказал, как может отразиться на отношениях с кредиторами подозрение МВФ украинских чиновников в сокрытии состояний в е-декларациях.

В Кабмине настаивают, что данный вопрос предварительно был согласован с Фондом. Впрочем, претензия МВФ заключается не в самом факте повышения «минималки», хотя это и будет влиять на перерасчет основных макроэкономических показателей Украины. Дело в том, что Кабмин принял решение повысить соцстандарты уже после голосования за проект Бюджета в первом чтении. Теперь, чтобы сбалансировать главную смету страны, Верховная Рада должна принять ряд дополнительных законопроектов. В МВФ не имеют уверенности в том, что инициативы Кабмина относительно повышения социальных стандартов найдут необходимое количество голосов в парламенте. А это новый источник нестабильности в государстве, ведь может привести к затягиванию бюджетного процесса.

Кроме того, на повестке дня остаются еще 3 важных условия: прозрачный процесс приватизации государственных предприятий, решение земельного вопроса, а также решительная пенсионная реформа. Относительно последнего вопроса и в правительстве, и в парламенте идут ожесточенные дискуссии. В МВФ настаивают на сбалансировании Пенсионного фонда, расходы которого очень сильно влияют на баланс Бюджета: его дефицит оценивается более чем в 150 миллиардов гривен, а в 2017 году эта цифра может вырасти.

Дополнительной нервозности ситуации добавляет то, что в обществе все чаще распространяется мнение о несовершенстве нынешней системы пенсионного обеспечения. Особенно это касается молодежи и граждан в возрасте от 35 до 45 лет, которые уже сейчас понимают, что при нынешних обстоятельствах надеяться на солидарную пенсионную систему не приходится. В таких условиях коллапс всей пенсионной системы не за горами. Поэтому подобное понимание не добавляет уверенности в будущем, что автоматически приводит к ряду социальных метаморфоз: эмиграции, нежеланию рожать и воспитывать детей, создавать семьи. А главное – подобная ситуация не способствует настроениям украинцев платить налоги и инициировать любую предпринимательскую деятельность.

Пан или пропал?

Чтобы предупредить любые панические настроения, в правительстве уже успели сообщить о том, что решение о предоставлении или непредоставлении очередного транша кредита пока не будет иметь никаких последствий для отечественной экономики. Мол, острой потребности в деньгах МВФ пока нет.

Так или иначе, очередная порция кредита должна была бы обеспечить стабильность функционирования банковской системы. Ведь транш идет не в Бюджет, а пополняет резервы НБУ. Именно последняя неделя ознаменовалась очередными «курсовыми качелями» – гривна снова постепенно теряла позиции.

Розенко рассказал, как должна выглядеть пенсионная реформа в УкраинеРозенко отметил, что в нынешних условиях тотальной бедности и низкой продолжительности жизни в Украине поднимать пенсионный возраст невозможно.

Оставляя правительство и НБУ без кредитной поддержки до конца этого года, в МВФ намекают о необходимости более решительных действий как со стороны Кабмина, так и руководства Нацбанка. Все чаще от чиновников чувствуется неудовлетворенность от сотрудничества с Фондом. Тогда как западные партнеры настаивают на недостаточности нынешних усилий власти по восстановлению экономики. «Несмотря на прогресс, достигнутый властями, необходимо дополнительное время для реализации направлений политики с целью обеспечения среднесрочной фискальной устойчивости», – отмечают в МВФ.

И главное, на чем всегда акцентируют эксперты Фонда, – эффективность использования предоставленных кредитов. Рекомендации не всегда дают желаемый эффект, к тому же, в Украине привыкли на свое усмотрение интерпретировать те советы, которые дают в МВФ. Опыт сотрудничества между МВФ и другими странами, которые пользовались кредитами для восстановления экономики или преодоления кризисных явлений, не всегда был успешным. И прежде всего это касается тех правительств, которые старались найти тонкий баланс между реформированием экономики и популистскими инициативами. Именно такая ситуация сложилась в Греции.

Но есть и положительные примеры. Среди них – опыт Турции, которая сумела эффективно использовать кредиты МВФ не просто на погашение долгов и покрытие дефицита платежного баланса, но и вложила часть средств в национальные инфраструктурные проекты, что, в свою очередь, улучшило экономическую привлекательность отдельных территорий этого государства. Турция полностью погасила свою задолженность перед МВФ, хотя долгое время была в списке стран, которые больше всего задолжали Фонду.

Правда, одним из ключевых элементов осуществления реформ была жесткая война с любыми проявлениями коррупции. Пока украинские чиновники и политики, несмотря на все события последних лет, демонстрируют слабую волю к мерам антикоррупционного характера. А значит, ни сами кредиты, ни их количество не спасут Украину от дальнейших экономических потрясений.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: