Кремль снова прибег к стратегии проведения незаконных псевдореферендумов, опробованной в Крыму в 2014 году. Один за другим марионетки страны-агрессора в четырех украинских областях заявили о своем якобы желании проголосовать за присоединение к россии. Стремительно названы даже предварительные даты, в которые сепаратисты планируют уложиться с проведением фейкового голосования. «Слово и дело» собрало все, что известно о проведении псевдореферендумов на данный момент, и объясняет, почему такие «референдумы» незаконны.
Как развивались события
19 сентября «Общественная палата ЛНР» потребовала от главаря террористов Леонида Пасечника проведения псевдореферендума о «вхождении в состав россии».
Вечером в тот же день такое же решение принял аналогичный псевдогосударственный «орган власти» псевдореспублики «ДНР».
Главари террористов Денис Пушилин и Леонид Пасечник 19 сентября вечером созвонились, чтобы обсудить ускорение «мероприятия». А государственная дума россии заявила, что выступает за «скорейшее» проведение псевдореферендума.
Днем 20 сентября о планах скорейшего проведения псевдореферендума объявили на временно оккупированных территориях Херсонщины. Чуть позже подобное заявление сделали и коллаборанты на временно оккупированной территории Запорожской области. Выбрано даже «название» для будущего «региона россии» – «Запорожский край».
Тем временем главарь террористов «ДНР» Пушилин назвал предварительную дату псевдореферендума в ОРДО – с 23 по 27 сентября 2022 года. Аналогичную дату назвал луганский «чиновник» Хорошилов для «ЛНР».
Не прошло и часа, как соответствующие даты «выбрали» и на оккупированной части Херсонской области.
Главарь «ЛНР» Пасечник уже даже выпустил «приказ» о проведении псевдореферендума.
Какая реакция последовала в Украине и среди оккупантов
У Зеленского, комментируя планы россии провести псевдореферендумы, еще накануне заявили, что никто не даст оккупантам легализовать захват украинской территории, как бы россия ни пыталась извернуться.
Сегодня в ОПУ уже прокомментировали новую пачку заявлений «оккупационных администраций»: глава Офиса президента Андрей Ермак назвал псевдореферендумы страхом оккупантов перед провалом своей кампании в Украине и пообещал, что этот вопрос Украина будет решать только силой.
Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба в соцсетях подтвердил, что российские псевдореферендумы ничего не поменяют.
«Ни фейковые «референдумы», ни гибридная «мобилизация» ничего не изменят. россия как была, так и остается государством-агрессором, которая незаконно оккупирует часть украинской земли. Украина имеет полное право освобождать свои территории и будет в дальнейшем освобождать их, что бы там ни говорили в россии» – написал он.
Советник главы ОПУ Михаил Подоляк назвал решение россии и ее марионеток попыткой асимметричного ответа на контрнаступление ВСУ.
«Они думают, что незаконный «референдум» сможет остановить HIMARS и ВСУ на пути уничтожения оккупантов на наших землях. Уверены, что хотите потратить время, нужное для организации побега, на новое шоу? Попробуйте ... будет интересно…» – отметил он.
В россии предварительно высказались, что если псевдореферендумы «покажут поддержку» вхождения ОРДЛО в состав рф, то эти области будут «приняты в состав россии» – об этом днем 20 сентября заявил спикер госдумы россии Володин.
Глава мид рф Сергей Лавров заявил, что полностью поддерживает идею псевдореферендумов.
«Нынешняя ситуация подтверждает, что народы Донбасса хотят быть хозяевами своей судьбы» – сказал он российским пропагандистам.
Пропагандисты, тем временем, уже начали пугать Украину и мир «превентивным ядерным ударом» и мобилизацией в россии. В частности, об этом пишут кремлевская пропагандистка Маргарита Симоньян и военный преступник Игорь Стрелков-Гиркин.
При этом в самой россии новость о возможных псевдореферендумах и возможной мобилизации вызвала обвал на фондовых рынках, сравнимый разве что с февралем 2022 года.
В ГУР МО Украины считают, что объявление в россии всеобщей мобилизации будет мощным ударом по режиму путина. Так кремль признает, что не смог выполнить все поставленные задачи так называемой «спецоперации», и что идет реальная война.
Опрошенные «Слово и дело» эксперты сходятся во мнении, что псевдореферендумы – не что иное, как элемент путинской стратегии шантажа.
Так, политтехнолог Алексей Голобуцкий вообще не верит, что «референдумы» состоятся, а политолог Валентин Гладких отметил, что попыткой псевдореферендумов россия пытается фиксировать свои территориальные приобретения на фоне успешных наступлений ВСУ. Но даже если провести их удастся, никаких последствий не наступит – ВСУ этот факт не остановит, мир эти «мероприятия» не признает и тем более с этим не смирится Украина.
Почему «референдумы» по «инициативе» коллаборантов являются незаконными?
Эксперт по конституционному праву Александр Москалюк объяснил, что с точки зрения как украинского законодательства, так и с точки зрения международных правовых норм, псевдореферендумы являются абсолютно незаконными.
«Любое изменение территории, любой вопрос изменения административно-территориального устройства может решаться только на уровне всеукраинского референдума, а не на уровне местного» – напомнил он.
Эксперт подчеркнул, что с точки зрения международных стандартов есть только два повода проведения подобного референдума:
- притеснения общности, которая живет на этой территории, вплоть до геноцида
- право народа на самоопределение.
Этот процесс называется сецессией и предусматривает двустороннее участие - как общности, которая желает отделиться, так и центрального правительства. Опять же, если речь идет о каких-то международных стандартах.
Однако, добавил Москалюк, что исторически, что политически речь о сецессии идет, если говорят о создании в последующем новых, независимых государств. А тут речь может идти разве что об аннексии территорий, а это совершенно другое.
«В абсолютном большинстве случаев если одна территория переходила от одного государства к другому, это происходило в результате договоренностей двух сторон… А тут в одностороннем порядке, просто «по беспределу», без каких-то даже ссылок на международные стандарты и нормы» – резюмировал он.
Антон Корж, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»