Уголовные дела и громкие обвинения рейтинговых политиков всегда привлекают дополнительное внимание общества. Особую медийность и огласку приобретают дела, касающиеся предыдущей деятельности оппозиционных к власти политиков. А тем более, когда речь идет о политике, ранее занимавшем самый главный пост в государстве – президенте Украины.
После президентских дебатов 2019-го политическое противостояние Владимира Зеленского и Петра Порошенко, казалось, должно было уйти в прошлое. Команда нового главы государства, чувствуя более чем уверенную поддержку общества, объявила всех политических предшественников «старой элитой», которая почти за 30 лет управления государством не смогла сделать Украину успешной.
Впрочем, уже через 2,5 года политическое противостояние между властью и оппозиционными политиками обострилось. Похоже, в новых политических баталиях примут участие и новые, и старые элиты, а борьба за рейтинги будет проходить и в судебных залах, и через громкоговорители на уличных акциях протестов.
Главным внутриполитическим событием нового политического сезона 2022 года стало возвращение в Украину после месячного отсутствия пятого президента Украины, лидера оппозиционной партии «Европейская солидарность» Петра Порошенко. В декабре прошлого года ему предъявлено обвинение в государственной измене. Похоже, это событие будет иметь существенные последствия для рейтингов как провластной команды, так и всех оппозиционных игроков. Какие именно, и кто получит больше политических дивидендов?
Бить в ядро электората
Один из главных вопросов – повлияет ли дело Порошенко на улучшение рейтингов провластной команды? В начале 2021 года решение СНБО и дело относительно другого оппозиционного политика – одного из лидеров «Оппозиционной платформы «За жизнь» Виктора Медведчука однозначно оказало положительное влияние на улучшение рейтингов провластной команды.
Данные социологических опросов в конце 2021 года свидетельствовали о росте рейтингов среди большинства оппозиционных политических сил. Тяжеловесом среди них является партия «Европейская солидарность» во главе с Петром Порошенко.
Вероятно, технологи провластной команды не могли не знать, что любое уголовное дело, открытое в отношении пятого президента Украины, будет трактоваться его сторонниками как политические преследования – и наоборот, сплотит электоральное ядро Петра Порошенко.
С другой стороны, обвинения в государственной измене и соответствующий судебный процесс могут помочь мобилизовать и избирателей Владимира Зеленского. А попытка привести реальные доказательства «деловых связей» между командой пятого президента и пророссийским политиком Виктором Медведчуком – очевидная попытка повлиять на патриотический электорат Петра Порошенко.
Очевидно, логика, похожая на ситуацию с Виктором Медведчуком, не сработает в истории с обвинением в государственной измене Петра Порошенко. А вот мобилизовать собственный электорат и отвлечь внимание от других важных кризисных ситуаций в государстве – вполне вероятный сценарий. Поэтому очевидных рейтинговых дивидендов провластным силам в нынешней ситуации вряд ли следует ожидать – скорее, только в долгосрочной перспективе и только при других не менее благоприятных обстоятельствах.
Любят обиженных
Еще одна причина того, что именно оппозиционным силам легче получить электоральные дивиденды в ситуации инициированных судебных процессов и уголовных дел в отношении их лидеров заключается в том, что украинцы всегда чувствуют большую приверженность и становятся на сторону политических сил, подвергающихся преследованиям.
Конечно, и в этих ситуациях бывают исключения, однако именно на такой сценарий рассчитывают и в оппозиционной «Европейской солидарности». Тем более что прокуратуре доказать подозрение в государственной измене и содействии деятельности террористических организаций в суде будет крайне трудно.
С другой стороны, «горизонт» роста рейтингов Петра Порошенко в ситуации, когда судебные заседания затянутся на долгие месяцы, а то и годы крайне ограничены. Именно поэтому без повышения градуса противостояния с властью существенно улучшить свои электоральные позиции «ЕС» во главе с Петром Порошенко не удастся. Вероятно, характерная несколько пренебрежительная воспитательная риторика и непосредственное обращение пятого президента в своих публичных выступлениях к Владимиру Зеленскому и является одним из способов усилить этот градус политического напряжения.
Каждый хочет быть оппозицией
А вот традиции объединения и солидарности в лагере оппозиционных политических сил, как свидетельствует политическая история противостояний с властью в Украине, так и не появилась. Вспомним 2013-2014 годы, когда оппозиционные политики тяжело находили общий язык и во время событий Революции достоинства, а также перед угрозой военного вторжения России.
Сейчас риск полномасштабной военной агрессии со стороны Кремля еще выше. Однако ни во власти, ни среди оппозиционных политических сил (которая также однажды намеревается стать властью) – ответной реакции на подобную угрозу не наблюдается.
Очевидно, что извечный процесс погони за рейтингами не способствует объединению, а сама политическая оппозиция в Украине слишком разделена и часто ориентируется на совершенно противоположные цели, исповедуемые лишь частью электората. Поэтому дело Петра Порошенко любая из оппозиционных сил-конкуренток будет рассматривать под собственным углом.
Так, лидер оппозиционной партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко напомнила о том, что в свое время ощутила на себе политические репрессии и накануне истории с объявлением подозрения посоветовала Петру Порошенко не убегать и доказывать свою правоту. Следует отметить, что и при президентстве Петра Порошенко «Батькивщина» и ее лидер в феврале 2016-го также перешла в оппозицию к тогдашним властям. Учитывая непростые политические взаимоотношения между Тимошенко и Порошенко, ожидать даже ситуативного оппозиционного альянса между «ЕС» и «Батькивщиной» не стоит. К слову, в день своего возвращения Петр Порошенко выразил уверенность, что вряд ли попадет в тюрьму, в отрицательном контексте сравнив себя с Юлией Тимошенко. «Я не позволю себе посадить. Я – не Тимошенко. Я очень хорошо знаю Тимошенко, и я – не она», – подчеркнул лидер «Европейской солидарности».
Из-за совершенно противоположной идеологической направленности враждебное отношение к делу Порошенко выражают и в ОПЗЖ. Один из главных ее спикеров народный депутат Нестор Шуфрич вообще высказал предположение, что именно ситуация вокруг Порошенко станет «реальной причиной нового Майдана».
А вот один из лидеров непарламентской оппозиции – мэр Киева Виталий Кличко в день прибытия Петра Порошенко сообщил о повторной болезни коронавирусной инфекцией COVID-19. Бывший соратник Петра Порошенко – экс-премьер-министр Владимир Гройсман, также питающий политические амбиции во главе партии «Украинская стратегия» занял нейтральную позицию, пожелав ему сил доказать свою невиновность. «Понимаю, что в сложном расследовании ждут тяжелые недели, и надеюсь, что Петр Порошенко прольет свет на непростые вопросы», – отметил Гройсман.
Похоже, пока единственный реальный союзник, публично выразивший полную поддержку Петру Порошенко, – это часть партии «Голос», которая ориентируется на главу этой политсилы Киру Рудик. Однако в электоральном измерении такой политический союзник вряд ли придаст существенной поддержки политической силе Петра Порошенко.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»