К условному экватору президентского срока Владимиру Зеленскому еще далеко, а ощущение «почвы» под ногами у провластной команды все меньше. Главная причина - в отсутствии системного подхода в управлении государством и во все более стремительном падении рейтингов.
На самом деле потеря части электората - это вполне нормальная история после выборов президента в Украине. Во все годы существования независимой Украины, избрание главы государства превращалось или в борьбу мировоззрений, или в поиск мессии, или в оба сценария вместе взятые.
Владимир Зеленский - феномен не только в украинской политической реальности, но и в общемировой. Однако время идет, все возможные «кредиты доверия» исчерпаны, и нужно понять, что будет происходить дальше в нынешней системе власти. А точнее говоря - в процессе ее нового формирования.
Один из самых интересных вопросов, которые ставят себе и окружающим отечественные политологи, - пойдет ли Владимир Зеленский на второй срок, кто может быть его визави, кто составит конкуренцию? Некоторые даже ставят вопрос более остро - сможет ли Зеленский и его команда возглавлять государство всю 5-летнюю президентскую каденцию? Так или иначе, а ответы на эти вопросы с каждым последующим месяцем актуализируются с новой силой.
Призрак «слабого» президента
Потеря рейтингов и доверия избирателей - вопрос технологический, этого не смог избежать ни один из украинских президентов. Владимир Зеленский - не исключение. Следует признать и следующее – среди всех его предшественников, у действующего президента рейтинги после 1,5 лет управления страной падают не так стремительно.
Однако основной недостаток нынешней правящей команды, последствия которого будут ощутимыми уже после текущих местных выборов, - потеря единого центра принятия решений. В отличие от своего предшественника, Зеленский, имея даже монобольшинство в Верховной раде, не стал укреплять свои институциональные возможности. «Сильный президент» - это больше о временах Петра Порошенко (в силу обстоятельств, в которых оказалась страна), Леонида Кучмы и Виктора Януковича (благодаря договоренностям тогдашних элит и провластной конфигурации управленческой команды).
Сейчас у Зеленского осталось только две реальные попытки «скорректировать» свой рейтинг, или, по крайней мере, притормозить его падение. Первая попытка - отставка и очередная смена Кабмина. Вторая - роспуск Верховной рады. Других ресурсов на политическом горизонте у действующего главы государства для удержания своего влияния на текущую ситуацию в государстве - пока не видно.
Рядом - никого
Однако даже при таких сценариях должны признать - Владимир Зеленский рискует остаться без собственной политической команды уже на экваторе своего президентского срока. По крайней мере, такая угроза существует, и тогда акцент политической игры сместится в сторону парламента, или даже улицы.
Еще одна слабая сторона президента - рядом с ним нет именно политической команды соратников. Да, большинство из народных депутатов и нынешних чиновников - так или иначе имеют отношение к предыдущей деятельности Зеленского, однако, получив власть, они очень быстро поняли, насколько разноликой и неуправляемой является команда «Слуги народа».
Как и в любом большом коллективе, здесь есть разные группы - некоторые более влиятельные, другие менее. Кто-то ориентируется на собственные политические перспективы, кто-то - на группы интересов людей, которые получили влияние в парламенте благодаря рейтингу президента, еще часть - ориентируется на самого главу государства.
Вопрос в том, что придет время, когда Зеленскому нужно будет опереться на свое политическое «ядро», которое пока имеет лишь очень приблизительные очертания. Кто займется таким партийным строительством для своего шефа в Офисе президента - неизвестно. У Леонида Кучмы таким «доверенным лицом» на втором президентском сроке стал глава Администрации президента Виктор Медведчук, у Виктора Ющенко - глава тогда еще Секретариата президента Виктор Балога, у Виктора Януковича - опорой стала его «семья», Петр Порошенко пытался все процессы держать под собственным бдительным контролем. У нынешнего главы государства такого влиятельного политика и управленца в его кадровой «обойме» пока нет.
Реванш «старых» или запрос на «новых»?
Если у провластной политической силы рейтинг падает - его большая часть перераспределяется среди других игроков. Вопрос лишь в том, кто из них эффективнее сможет «подобрать» разочарованный электорат бывших триумфаторов.
В этом также может быть как угроза, так и возможность для нынешней правящей команды. С одной стороны - есть риск политического реванша от оппозиционных политических сил. Они уже давно работают над увеличением своего влияния среди потенциальных новых избирателей. С другой стороны - «реваншисты» - это всегда возможность для действующей власти выглядеть на их фоне лучше. Выбор «меньшего» зла - любимая многоходовка политтехнологов.
Однако история с баллотированием Владимира Зеленского и президентские выборы 2019 года как раз и продемонстрировала, что в Украине могут появиться «скрытые» политические возможности для совершенно неожиданных сценариев. Правда, сохранится ли такой запрос и на следующих выборах президента? Чего на самом деле будут хотеть украинцы - профессиональных действий политиков или очередных экспериментов? И главное - до сих пор неизвестно, из какого именно источника «пробьется» новое качество украинской политики?
Возможно, первый ответ на этот сложный вопрос мы получим после 25 октября - тщательно проанализировав результаты местных выборов.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»