Ни обещаний, ни извинений: почему МВФ не спешит с новыми кредитами для Украины

Читати українською
Богдан Машайжурналист

«Команда специалистов МВФ провела конструктивные и плодотворные обсуждения с представителями власти Украины. Миссия отдала должное существенному прогрессу, который был достигнут в последние несколько месяцев на пути развития реформ и соблюдения взвешенной экономической политики», – вряд ли можно было придумать более дипломатическое заявление, чем сделал Международный валютный фонд по итогам работы своей миссии в Украине с 14 по 22 ноября. Министр финансов Оксана Маркарова написала в Facebook, что «зрады» нет и стороны продолжают конструктивный диалог. Но факт остается фактом: команда переговорщиков фонда второй раз за последние три месяца вернулась из Киева без конкретных договоренностей по параметрам будущей программы сотрудничества с украинским правительством.

Кредит в «турборежиме»

Осенью как в Национальном банке, так и в правительстве заявляли о намерениях согласовать пункты новой программы сотрудничества с МВФ до конца 2019 года. В октябре глава Нацбанка Яков Смолий заявил, что регулятор рассчитывает до 31 декабря получить первый транш на новых условиях. Оптимизм излучал премьер-министр Алексей Гончарук. «Сейчас идут переговоры, чтобы начать новую трехлетнюю программу. Мы рассчитываем, и с самого начала говорили, что эта программа будет начата в декабре на три года», – сказал Гончарук по завершению работы миссии МВФ в Украине в сентябре. Уверенность украинской стороне в быстрых и успешных переговорах с кредитором оказывала полнота власти, которую «зеленая» команда консолидировала по итогам досрочных парламентских выборов. Сегодня правительство, в отличие от предшественников, имеет полный карт-бланш в формировании перечня обязательств, которые готова взять на себя Украина ради получения новых кредитов от МВФ.

После визита миссии фонда в Киев в сентябре стало понятно, что за океаном настроены менее решительно и имеют совершенно конкретные опасения относительно экономической стабильности в Украине. По информации в СМИ, эмиссары МВФ заявили о трех ключевых позициях, необходимых для продолжения сотрудничества с Киевом:

  • установление рыночных цен на газ до 1 мая 2020 года;

  • сохранение независимости Национального банка и недопустимость давления на бывших и нынешних руководителей регулятора;

  • недопущение возврата ПриватБанка предыдущим владельцам или любых компромиссов с ними относительно возможной компенсации за национализированный актив.

Опасения кредиторов по цене на газ базируются, скорее, на действиях предыдущего правительства. В течение 2017-2018 годов Кабмин Гройсмана, вопреки договоренностям с МВФ, продолжал регулировать цену газа для населения в ручном режиме. А вот гарантии недопущения давления на руководство Нацбанка и точки над «и» в ситуации с ПриватБанком были домашним заданием для президента Зеленского и его команды. С ним за полтора месяца власть не справилась.

Очевидное невероятное

Вечером 11 ноября, за три дня до начала работы миссии МВФ в Украине, детективы НАБУ задержали Алексея Писарука – председателя правления «Райффайзен банка Аваль» и бывшего первого заместителя экс-главы Нацбанка Валерии Гонтаревой. Вместе с Писаруком НАБУ взяло под стражу еще 6-х бывших и нынешних чиновников НБУ. Задержанных подозревают в завладении 1,2 млрд грн стабилизационного кредита, который регулятор в 2014 году предоставил «VAB банку». Причастен ли Писарук и другие фигуранты дела к совершению преступления, разбирается Высший антикоррупционный суд, но вряд ли в МВФ ожидали массовых арестов, когда говорили о недопустимости давления на бывших и нынешних функционеров НБУ.

Приближенный к олигарху Игорю Коломойскому народный депутат фракции «Слуги народа» Александр Дубинский, между тем, 20 ноября пообещал найти 150 голосов в парламенте для создания временной следственной комиссии по расследованию фактов международной коррупции с участием высших должностных лиц государства. По словам Дубинского, ВСК, среди прочего, планирует сосредоточиться на проверке деятельности экс-главы Нацбанка Валерии Гонтаревой и экс-министра финансов Натальи Яресько. Проект постановления о создании такой комиссии зарегистрировали в парламенте в октябре. К слову, по делу о поджоге дома Гонтаревой до сих пор нет ни официальных подозреваемых, ни обвиняемых ...

Третий лишний

Не обошел вниманием очередной рабочий визит миссии МВФ в Киев и сам Коломойский. 13 ноября (за день до старта переговоров) олигарх в интервью одному из самых читаемых западных изданий The New York Times заявил, что вместо кредитов Международного валютного фонда «мы возьмем 100 млрд долларов у русских» и сказал о памперсах, которые будет покупать НАТО, когда «русские танки будут стоять под Краковом и Варшавой». Таким образом, Коломойский сделал следующий ход в противостоянии с западными дипломатами, которые давят на украинскую власть с требованием не возвращать ПриватБанк прежним владельцам.

15 ноября пресс-секретарь Зеленского Юлия Мендель написала в Facebook, что Коломойский не имеет полномочий говорить от имени Украины и влияния на принятие решений в Офисе президента. Впрочем, сам факт публикации заявления такого содержания на странице пресс-секретаря президента заставляет задуматься о реальном влиянии олигарха на политические процессы в государстве.

И Гончарук, и Зеленский уже успели публично заявить, что государство не будет возвращать ПриватБанк ни при каких условиях, но МВФ одних только слов недостаточно. По данным Reuters, эмиссары выдвинули требование к Украине принять отдельный закон, который сделает невозможным передачу ПриватБанка в собственность Коломойскому. Олигарх, тем временем, в последний день пребывания миссии МВФ в Украине заявил, что не сомневается в возвращении ему ПриватБанка в ближайшее время.

«Особых сложностей (в переговорах с МВФ, – ред.) я уже не вижу: закон о незаконном обогащении принят, бюджет – тоже, анбандлинг «Нафтогаза» подписан президентом, насколько я знаю, скоро будут сформированы новые независимые наблюдательные советы госбанков», – заявила 21 ноября первый заместитель главы Нацбанка Екатерина Рожкова. Оснований не верить словам госпожи Рожковой нет. Тем более парламент вовремя принял бюджет на 2020 год и в первом чтении проголосовал за открытие рынка земли, как того ожидали в фонде раньше. Впрочем, несмотря на ожидания украинской власти, новое соглашение с МВФ не произойдет само собой.

Богдан Машай, специально для «Слово и Дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: