Округа на скорую руку: особенности мажоритарных кампаний-2019

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Действующая Верховная рада так и не смогла принять Избирательный кодекс, который должен был отменить старую смешанную избирательную систему. Согласно ей, 225 народных депутатов – половина состава Верховной рады – избираются на одномандатных округах по системе простого большинства голосов. Точнее, как и в 2014 году, так и сейчас, украинцы будут выбирать не 225, а 198 нардепов, ведь в 27 округах – в оккупированных частях Донецкой и Луганской областей, а также в Крыму – выборы проводить невозможно.

После президентских выборов, на которых победу одержал внесистемный кандидат Владимир Зеленский, сложилась уникальная ситуация. У новой пропрезидентской команды высокие рейтинги, но не хватает узнаваемых и профессиональных кандидатов на выдвижение в мажоритарных округах. Старые политики и партии, наоборот, имеют высокую узнаваемость и значительный антирейтинг. Поэтому в мажоритарных округах, учитывая еще и скорость предвыборной кампании, побороться за депутатский мандат попытаются самые разнообразные кандидаты.

Существует хоть какая-то действенная схема для победы на мажоритарном округе? Что будут учитывать кандидаты? Возможно ли выиграть без значительного финансового и организационного ресурса? Над всеми этими вопросами сейчас ломают головы тысячи юристов и политтехнологов, руководителей штабов и сами претенденты на депутатский мандат. Тратиться никто особо не хочет, так как следующему созыву парламента прогнозируют недолгую жизнь.

Поэтому попробуем определить несколько основных тенденций.

Новые против старых

Данные социологов показывают, что после президентских выборов запрос украинцев на обновление политической повестки дня до сих пор актуален. Причем основным фактором изменений большинство опрошенных считают именно приход новых, а еще лучше – профессиональных и молодых политиков.

Досрочные выборы в Раду: хронология избирательной кампанииДосрочные выборы в Верховную раду состоятся 21 июля. Слово и Дело составило календарь с основными датами кампании.

Конечно, создать или сыграть подобный образ попытаются сотни и тысячи потенциальных кандидатов в нардепы. Особенно по мажоритарным округам. Ведь действительно молодых и честных профессионалов, которые еще и пожелали бы попробовать свои силы в политике, крайне малое количество.

Бренд Зеленского

Это еще одна особенность этих выборов – мимикрия кандидатов под бренд политической партии «Слуга народа» и использования рейтингов Владимира Зеленского. Для этого некоторые уже создали и зарегистрировали сотни и тысячи различных общественных организаций, благотворительных фондов и просто зарегистрировались как частные предприниматели с использованием различных словосочетаний по формуле «Слуга народа» + Зеленский.

И действительно, социологи фиксируют, что принадлежность или любой намек на принадлежность к нынешней пропрезидентской команде сразу гарантирует плюс 12-15% голосов избирателей на округе. Это мощный ресурс, который может похоронить любых конкурентов, даже если они обладают значительными финансовыми и организационными ресурсами.

Недостаток времени

На самом деле, даже если у кандидата низкая узнаваемость в округе, но есть ресурсы, у него есть шансы победить, если начинать кампанию хотя бы за 6 месяцев до дня голосования. Если кандидата уже знают, ему достаточно будет и 3 месяцев при правильном распределении ресурсов.

Однако нынешняя кампания уникальна тем, что уравнивает шансы для всех именно в силу своей скоротечности. В общем, у кандидатов на активную фазу предвыборной кампании будет только один месяц. Это крайне рекордные сроки, когда даже донести информацию своим избирателям через любые каналы коммуникации будет нелегко. Достаточно одной ошибки и кандидат сходит с дистанции.

Ресурсы – ничто?

Да, именно потребность в значительных ресурсах пока нивелируется общей ситуацией отношения украинцев к политической жизни в нашем государстве. Хорошо, если ресурсы есть – и финансовые, и организационные.

Зеленский призывал украинцев на выборах в ВР голосовать за новых политиковПрезидент Владимир Зеленский считает, что на выборах в Верховную раду украинцы выберут политиков, способных изменить страну.

Но еще больше ценятся медийная и мобилизационная составляющие. Социальные сети и разнообразие каналов коммуникации при правильном применении дают возможность посоревноваться даже с денежными кандидатами. Некоторые из претендентов на депутатский мандат попытаются использовать как можно меньше ресурсов, опираясь только на виртуальную коммуникацию с избирателями. Некоторые собирают средства и объявляет файндрайзинговые кампании, другие – активно применяют новые методы коммуникации, собирают и обрабатывают данные, чтобы четко «таргетировать» своего избирателя.

Даже опытные политики понимают, что раздача условной «гречки» – не лучшая технология, особенно в округах, где живет более богатый избиратель. А учитывая то, что в обществе растет запрос на здоровые коммуникации и честных политиков, со временем «покупать» избирателей будет еще сложнее. Не помогут в этом вопросе и так называемые «сетки», которые пытаются создать штабы некоторых кандидатов. Во-первых, для их создания требуется время. Во-вторых, они являются слишком дорогим удовольствием, при том, что результат не всегда соответствует ожиданиям заказчика.

Лето и период отпусков

Наиболее интересная особенность и одновременно вызов для нынешней мажоритарной составляющей избирательной кампании в парламент.

В среднем, чтобы получить уверенную победу на мажоритарном округе, достаточно было 30-40 тысяч голосов избирателей. Конечно, некоторые кандидаты набирали больше, а некоторым, например, Ефиму Звягильскому на прошлых выборах, достаточно было всего около 1500 голосов избирателей в прифронтовом округе в Донецкой области, чтобы стать народным депутатом.

В ЦИК назвали причину возможной низкой явки на выборах в РадуГлава Центральной избирательной комиссии Татьяна Слипачук заявила, что с явкой на внеочередных выборах в Верховную раду могут возникнуть проблемы.

В этом году кампания уникальна и тем, что до сих пор летом украинцы парламент еще не избирали. А тем более 21 июля – в самый разгар сезона отпусков. Неудивительно, что социологи ожидают низкую явку на выборах, а значит, борьба за каждый голос будет еще ожесточеннее. К тому же для победы достаточно будет около 15-20 тысяч голосов. По крайней мере с таким результатом кандидат имеет существенные шансы получить желаемый мандат.

Интересно и то, что в промышленных регионах востока и юга Украины мобилизовать такое количество избирателей для рейтинговых кандидатов будет значительно проще, чем, скажем, на западе или в центре. Для победы будет достаточно заручиться поддержкой директоров 3-4 крупных предприятий и поработать над снижением рейтингов конкурентов.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: