Сам себе прокурор: политические перспективы Юрия Луценко

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Еще один близкий соратник Петра Порошенко – генеральный прокурор Юрий Луценко – не собирается так просто покидать свой пост после результатов президентских выборов. Очевидно, что как опытный политик Луценко решил воспользоваться ситуацией и разложить собственный политический пасьянс.

Последние недели работы генпрокурора ознаменовались дальнейшим противостоянием с активистами, скандальным интервью влиятельному американскому изданию The Hill, в котором Юрий Луценко наговорил достаточно, чтобы вызвать цепную реакцию во взаимоотношениях между Украиной и США. Наконец, ГПУ на 8 мая вызвала на допрос по делу расстрелов на Майдане в 2014 году пока еще действующего президента Петра Порошенко. Впрочем, тот так и не явился.

Что означают все эти маневры и на чьем поле играет глава ГПУ, пока точно не известно. Вероятно, Юрий Луценко пытается как можно дольше продержаться в кресле генпрокурора, одновременно делая все, чтобы звезда его политической карьеры не угасла в водовороте будущих парламентских выборов.

3 года работы в ГПУ

Именно 12 мая исполнилось три года с момента, как Юрий Луценко был назначен на должность генерального прокурора Украины. Назначение произошло не без скандала – у Луценко не было профильного юридического образования, что было одним из критериев назначения на должность генпрокурора. Поэтому нардепы достаточно быстро упростили эту норму, одновременно, таким образом, открыв шлюзы и для других подобных назначений в будущем.

Три года в должности генпрокурора: топ обещаний ЛуценкоГенпрокурору удалось сдержать слово по поводу расследования убийства Гандзюк, но его обещания по передаче в суд дел по расстрелу Майдана и по соратникам Януковича не выполнены.

Во времена Луценко Генеральная прокуратура должна была претерпеть кардинальные изменения. Впрочем, коренного реформирования так и не произошло, хотя самим главой ведомства было сделано немало на этом поприще. Впрочем, в основном ГПУ запомнилась участием в многочисленных противостояниях и скандалах. Юрий Луценко даже на должности генпрокурора не скрывал своих тесных отношений с президентом Петром Порошенко и стал своеобразным надежным правоохранительным «щитом» для всей фракции БПП.

По расследованию громких дел в отношении бывших «регионалов» и руководителей Луценко только частично удалось выполнить свои обещания. Так, ГПУ смогла довести до логического завершения дело экс-президента Виктора Януковича с соответствующим приговором, впрочем, большинство других расследований удалось лишь «законсервировать», а самая болезненная тема – поиск виновных в расстрелах на Майдане – так и осталась нерасследованной после 5 лет с тех трагических событий.

Из важных событий стоит вспомнить и о противостоянии ГПУ с новыми антикоррупционными органами, и о попытках давления на журналистов-расследователей, и о публичных спорах с активистами. Впрочем, за три года работы в ГПУ Юрий Луценко смог не растерять свой политический потенциал, при этом запомниться не самым плохим руководителем ведомства.

Осторожный генпрокурор

Правда, согласно результатам социологических исследований, в общем органы прокуратуры входят в пятерку лидеров недоверия граждан к государственным институтам. Так, опрос, проведенный КМИС декабре 2018 года, свидетельствует, что ГПУ совсем не доверяют 47,3% опрошенных, а еще 30,5% – скорее не доверяют. Тогда как полностью доверием органы прокуратуры пользуются только у 0,9% опрошенных респондентов.

Удалось ли Юрию Луценко качественно реформировать ГПУ за последние три года? Очень сложный вопрос, учитывая тот факт, что глава Генпрокуратуры оперирует существенными цифрами и приводит доказательства своей эффективной деятельности.

Выяснилось, кого хотят назначить генпрокурором вместо ЛуценкоКоманда Владимира Зеленского, избранного новым президентом Украины, заявила, что действующий генеральный прокурор Юрий Луценко должен уйти в отставку.

Действительно, за последние годы деятельность ГПУ активизировалась. Впрочем, в обществе вряд ли положительно оценивают достижения такой активности. Сам Юрий Луценко справедливо аргументирует свою позицию тем, что задача прокуратуры – расследование и представление доказательств в суде. А уже последние должны сказать свое решающее слово. Впрочем, именно с доказательствами и качеством расследований результаты не впечатляют.

С самого начала работы в ГПУ Юрий Луценко осуществлял довольно осторожную кадровую политику. И только летом этого года дело дошло до ликвидации и реорганизации нескольких подразделений ГПУ. Так, были ликвидированы 4 самостоятельные структурные подразделения Генеральной прокуратуры, а именно Департамент по расследованию особо важных дел в сфере экономики, Департамент специальных расследований, Управление по расследованию преступлений, совершенных преступными организациями, и Управление процессуального руководства по уголовным производстве Следственного управления по расследованию преступлений, совершенных преступными организациями. К тому же Департамент спецрасследований Сергея Горбатюка, который занимался так называемыми «делами Майдана», реформируют в Следственное управление ГПУ, а процессуальные руководители перейдут в Департамент процессуального руководства.

По словам генпрокурора, сейчас в прокуратуре работают около 10 тысяч сотрудников, из которых 8 тысяч – в районах и областях. При этом ГПУ расследует 1 миллион 200 тысяч дел.

Возвращение в политику

В разгар президентских выборов Юрий Луценко дал интервью влиятельному американскому изданию The Hill. В нем было несколько сенсационных заявлений и опровержений, которые именно сейчас привели к отмене запланированных контактов американских чиновников с командой новоизбранного президента Владимира Зеленского.

Как оказалось впоследствии, Луценко ввел в заблуждение и по поводу истории с так называемым «списком неприкасаемых политиков», который ему якобы лично передавала американский посол Мари Йованович. В команде же Владимира Зеленского именно Луценко подозревают в том, что он ввел в заблуждение американцев, непублично предупредив их о возможных «врагах» президента Дональда Трампа в лагере «Зе команды».

Кресло генпрокурора: уйдет ли Луценко и в чем рискГенеральный прокурор Украины Юрий Луценко заявил, что не видит оснований для своей отставки. О вероятном увольнении знают эксперты.

Дальнейший вектор развития политической карьеры Юрия Луценко можно проложить двумя пунктирными линиями. Во-первых, хотя действующий генпрокурор всегда подчеркивал, что не держится за свою должность и уйдет сразу же, как ему удастся завершить резонансные расследования и реформировать ГПУ, все же сейчас для его увольнения банально не хватит голосов в действующем парламенте. Что с этим делать – еще одна проблема для команды новоизбранного президента Зеленского.

Во-вторых, Юрий Луценко, продолжая оставаться на посту главы ГПУ, может стать надежным политическим бронежилетом для Петра Порошенко и всей его команды накануне парламентских выборов. Не исключено, что новый генпрокурор в случае назначения его на должность мог бы усложнить политический путь новоиспеченных оппозиционеров во главе с Порошенко. Однако, кроме отставки Луценко, у команды Зеленского есть еще одна очень острая кадровая проблема – кого же назначить на эту должность.

В последнее время Юрий Луценко начал чаще вспоминать о своем возвращении в большую политику. По сути, учитывая масштабы деятельности ГПУ, ее глава и не выбывал из нее. К тому же Юрий Луценко называет себя «политически назначенным прокурором», намекая на то, что только человек не из системы правоохранительных органов может эффективно их реформировать.

В этом же контексте интересно вспомнить обещание Юрия Луценко в начале своей работы в ГПУ о том, что уйдет из политической и общественной жизни в случае провала целей и задач, которые он себе поставил на должности генерального прокурора Украины. Реформировать ГПУ он планировал 1,5 года, тогда как сейчас прошло уже 3 года.

Впрочем, сейчас создается впечатление, что Луценко пытается дистанцироваться от команды Петра Порошенко. Например, он не исключает создания совместной политсилы с действующим мэром столицы Виталием Кличко. Кроме того, реальными остаются еще две опции – присоединение к команде Владимира Гройсмана, который уже заявил о своих планах идти во главе новой политической партии в новый парламент, а также до сих пор остается открытым вопрос, не вернется ли Юрий Луценко к масштабной партийной перестройке и ребрендингу БПП.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: