Три года в должности генпрокурора: топ обещаний Луценко

Читати українською

Под разговоры о том, что под Юрием Луценко после президентских выборов зашаталось генпрокурорское кресло, незаметно подошла третья годовщина его пребывания в должности. «Слово и Дело» предлагает посмотреть, что обещал и насколько хорошо справлялся с заверениями Луценко в каждый год каденции.

Верховная рада назначила Луценко генпрокурором Украины 12 мая 2016 года. За три года при власти он дал 127 обещаний. В течение первого года своей работы в этой должности он дал 45 обещаний, из которых выполнил 7 (16%), провалил – 17 (37%), а еще 21 обещание (47%) перешло для реализации на следующий год работы генпрокурора.

Поскольку Луценко никогда не скупился на обещания, то к концу второго года пребывания в должности у него накопилось уже 97 намерений, из которых он выполнил 13% (по состоянию на 12.05.2018), провалил – 36 (37%), а половина обещаний (48) ожидала выполнения.

Но к окончанию третьего года в должности Юрий Витальевич превзошел сам себя и выполнил 34 обещания (27%), при этом больше половины – провалил (65 обещаний).

Расследования преступлений времен Януковича и против Майдана

Через месяц после вступления в должность Луценко заявил, что намерен передать дело Януковича в суд до конца 2016 года. Генпрокурор пояснил, что речь идет об обвинении беглого президента в коррупции, узурпации власти, предательских соглашениях с РФ, разворовывании страны, тирании, призыву к введению иностранных войск.

Видимо, тогда еще сказывалось отсутствие у новоиспеченного прокурора профильного образования, поскольку втиснуть все перечисленные обвинения в одно уголовное производство практически невозможно. Поэтому не удивительно, что это обещание Луценко провалил.

В конце 2016 года он сообщил, что дело Януковича будет передано в суд в первом квартале 2017 года. На этот раз он уточнил, что рассматриваться будет часть обвинений Януковича в государственной измене.

Главе ГПУ удалось сдержать слово, но он тут же дал новое нереальное обещание – о том, что судебный процесс над Януковичем продлится пару месяцев. Напомним, дело по госизмене беглого президента рассматривалось в Оболонском суде Киева полтора года (с 16 июня 2017 по 24 января 2019 года). Суд признал Янковича виновным в государственной измене и пособничестве в ведении агрессивной войны и заочно приговорил его к 13 годам лишения свободы.

Намного хуже обстоят дела с расследованием дела по расстрелам на Майдане Независимости. В конце июня 2017 года Луценко пообещал, что к четвертому кварталу текущего года экспертизы по этому делу будут завершены, а следствие – закончено. Вскоре генпрокурор уточнил, что следствие будет завершено к концу осени. Однако к тому времени в уголовных производствах по событиям на Майдане хоть и провели более 3 тысяч судебных экспертиз, были назначены новые.

В день пятой годовщины расстрелов на Майдане Луценко гарантировал, что после того, как парламент внесет изменения в законодательство относительно заочного осуждения, это резонансное дело будет передано на ознакомление защиты, а затем – в суд. Депутаты пока что упомянутые изменения в закон не рассматривали.

Неоднократно Луценко проваливал обещание передать в суд громкие дела соратников Януковича. В сентябре 2017 года он заявил, что вскоре в суде будет не только дело экс-министра доходов и сборов Александра Клименко.

«До конца года передадим в суд дела Курченко, Азарова, Арбузова, Захарченко, Клименко», – написал генпрокурор на своей странице в Facebook.

Но оказалось, что все не так просто. В Генпрокуратуре «Слову и Делу» сообщили, что 10 октября 2014 года ГПУ начала досудебное расследование уголовных производств, в частности по факту создания Януковичем совместно с Азаровым, Захарченко и другими лицами преступной организации во время протестов в 2013-2014 годах, что привело к массовым жертвам среди протестующих. Захарченко и Азарову сообщили о подозрении по ряду статей УК Украины.

Луценко провалил сразу три обещания – до конца 2017 года передать в суд дела Азарова, Захарченко и АрбузоваС такими темпами расследования, как в Генпрокуратуре, фигуранты громких уголовных дел времен Революции Достоинства еще не скоро попадут за решетку

Параллельно главный фискал времен Януковича Александр Клименко проходил как фигурант сразу в нескольких уголовных производствах. Он подозревался в организованной преступной организации, а также в совершении особо тяжкого преступления против государственной собственности и причинении материального ущерба государству в размере 3,1 млрд грн.

В конце января 2018 года Луценко сообщил, что наконец-то по Клименко Генпрокуратура получила от суда разрешение на специальное досудебное расследование. Также генпрокурор пообещал, что в 2018 году начнутся заочные судебные процессы по экономическим преступлениям команды экс-президента Януковича. Но сначала нужно завершить расследования.

Дела Азарова и Арбузова были переданы в НАБУ.

Громкие дела, так и оставшиеся нерасследоваными

Луценко, как и все его предшественники, едва став генпрокурором, завил, что завершит расследование дела об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе.

«Относительно того, завершено ли дело – нет. У нас есть важные доказательства, которые не всем понравятся, но они есть. Это дело также под моим личным контролем», – заверил Луценко журналистов и на уточняющий вопрос, успеет ли завершиться расследование в течение полугода, он ответил утвердительно.

Спустя полгода, в декабре 2017-го, в ГПУ «Слову и Делу» сообщили, что расследование в отношении организаторов и подстрекателей умышленного убийства Гонгадзе продолжается.

Луценко обещал за ПОЛГОДА завершить расследование дела ГонгадзеСлово і Діло

Также Луценко намеревался в течение шести месяцев завершить расследование дела по Иловайскому котлу (к осени 2016 года).

Обвинение было предъявлено 16 генералам и адмиралам из числа высшего командного состава Вооруженных сил РФ. Относительно халатности или предательства украинского командования формулировки звучали довольно туманные. В декабре 2016 года Генпрокуратура передала это дело военной прокуратуре. Расследование до сих пор не завершилось.

Провалил Луценко обещание провести спецконфискацию 3 млрд грн в первой половине 2018 года.

«Мы планируем еще 3 миллиарда гривен также спецконфисковать в первой половине этого года. Как, где и когда, не буду разглашать в интересах следствия», – заявил Луценко на парламентском комитете по национальной безопасности. Несмотря на это заявление, 26 сентября в ГПУ нам сообщили, что управление особо важных дел Департамента международно-правового сотрудничества в первой половине года не осуществляло специальной конфискации средств.

Луценко обещал в первой половине 2018 спецконфисковать 3 млрд гривенСлово і Діло

Тем не менее немалые суммы все же были возвращены в бюджет Украины. В 2016 году ГПУ через представительство в судах вернула государству 10 млрд грн. Луценко пояснил, что из этих денег на 5 млрд грн возвращено земли, на 1,5 млрд грн – недвижимости, а 3,4 млрд грн удалось взыскать средствами.

По информации ГПУ, с начала 2017 года государству было возвращено 44,8 млрд грн. По состоянию на конец августа 2018 года с начала года в пользу государства возвращено 9,8 млрд грн и более 64 тыс. га земли.

Внесение представлений на снятие неприкосновенности с нардепов

Отдельно стоит рассмотреть обещания Луценко по поводу внесения в Верховную раду представлений на лишение определенных наредпов депутатской неприкосновенности. В июле 2017 года генпрокурор пообещал, что сразу после парламентских каникул повторно внесет в ВР представления на снятие неприкосновенности с народных депутатов Дейдея и Лозового, но не сделал этого.

В феврале 2018 года Луценко заявил, что «на следующей неделе» (5-11 февраля – ред.) внесет в Верховную раду представление о предоставлении согласия на снятие неприкосновенности с народного депутата из фракции «Оппозиционного блока» Евгения Бакулина. В обещанные сроки он не уложился, но тем не менее 16 февраля представление было направлено в Раду.

Летом минувшего года Луценко пообещал, что в конце августа снова внесет в Верховную раду представления относительно нардепов Александра Вилкула, Дмитрия Колесникова, Сергея Дунаева (все трое – фракция «Оппозиционного блока»), а также Александра Пономарева (группа «Воля народа»).

«Я обязательно внесу представления на упомянутых четырех народных депутатов снова в Верховную раду Украины. Но учитывая то, что ваш срок работы, уважаемые коллеги, подходит к концу перед летними каникулами, я вынужден это сделать только в конце августа», – заявил Юрий Луценко.

В августе у Луценко не получилось выполнить обещанное, но 17 сентября 2018 года в Раде были повторные представления на Вилкула, Дунаева и Колесникова.

Относительно недавнее обещание Луценко добиться от Рады снятия иммунитета с нардепа Валерия Дубиля («Батькивщина») вряд ли будет выполнено. Сам Луценко на своей странице в Facebook отметил, что депутат «координировал людей», которые пытались дать взятку кандидату в президенты Юрию Тимошенко, чтобы он снялся с выборов.

«Слово и Дело» дважды отправляло запрос в ГПУ, чтобы выяснить, когда планируется направить в Верховную раду представление на снятие неприкосновенности с нардепа Дубиля, но ответа не получили. Спикер Генпрокуратуры Андрей Лысенко сообщил, что решения о составлении представления принимают следователь по делу и прокурор, и пока что они о таком решении не сообщали.

Впрочем, были у Юрия Витальевича и успешно завершившиеся обещания на эту тему: 15 марта 2018 года он заверил, что внесет в Раду представление о снятии неприкосновенности с Надежды Савченко,и сделала это в тот же день, с демонстрацией «шокирующего видео» и показательным арестом.

Обещания уйти с должности генпрокурора

Неоднократно Луценко заверял, что не держится за кресло. Впервые такое обещание прозвучало в день его назначения на должность генпрокурора 12 мая 2016 года. Тогда Юрий Витальевич заявил, что планирует управлять ГПУ всего полтора года.

«За это время я хочу, чтобы под моей защитой смог вырасти и сформироваться абсолютно новый европейский институт», – заявил тогда новоназначенный генпрокурор.

Любопытно, что как раз через полтора года Луценко заявил, что в случае провала на должности генерального прокурора Украины он уйдет из политической и общественной жизни.

Был момент, когда Юрий Витальевич сгоряча все-таки попытался уволиться. После убийства херсонской активистки Екатерины Гандзюк, когда группа депутатов потребовала создать в Раде следственную комиссию по расследованию нападений на активистов, Луценко заявил в Раде 5 ноября 2018 года, что не может допустить двоевластия в стране, когда «правоохранительную систему уничтожают бездоказательно, даже за раскрытое преступление». И в качестве доказательства того, что не пытается сохранить должность, на следующий день подал заявление об отставке. Впрочем, президент отставку не принял.

При этом стоит отметить, что Луценко выполнил обещание о том, что установленные следствием заказчики и исполнители убийства Гандзюк предстанут перед судом. ГПУ 7 мая 2019 года направила в суд уголовное производство, которое расследовалось СБУ в отношении пяти подозреваемых.

В сентябре 2018 года Луценко заявил, что планирует уйти с должности генпрокурора в политику после президентских выборов в 2019 году.

«Я считаю, что мой политический опыт и возможность сказать «нет» (а если надо, то и гораздо грубее) по всем восьми телефонам, – нужен здесь до окончания президентских выборов. А после этого при любом результате я имею намерение подготовиться и перейти в украинскую политику. Хочу подчеркнуть – при любом исходе выборов», – заявил он.

После выборов, 6 мая 2019 года, он передумал и сказал, что не планирует писать заявление об отставке, но если так решит парламент, он примет это.

Ранее мы писали, что в течение первого года в должности генпрокурора Луценко выполнил лишь каждое девятое обещание.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: