Украинцы уже привыкли к частым кадровым ротациям в органах власти. Формальными предлогами, как правило, становятся неудовлетворительные действия чиновников или руководителей различных структур и ведомств, коррупционные скандалы или отсутствие ожидаемых результатов.
Впрочем, несомненно, за громкими отставками и назначениями скрываются и другие факторы — политические договоренности, потеря доверия или лояльности к представителям определенных политических групп, попытки откорректировать рейтинги или банально «выпустить пар» — освободиться от накопленного негатива, связанного с тем или иным кадровым назначениям.
Похоже, что именно в середине апреля медийное пространство взбудоражат кадровые страсти по наиболее ожидаемым отставкам и назначениям в различных органах власти. Некоторые должности являются стратегически важными для внедрения реформ, другие — менее влиятельными и «заточенными» под выполнение определенных политических задач. Безусловно, в этих перетасовках наибольшую роль будет играть Президент, ведь именно от его кадровых решений будет зависеть и судьба пропрезидентской парламентской фракции БПП, и дальнейшее развитие политических процессов.
Фракционные дела
Первым «звонком» кадровых изменений стала отставка главы крупнейшей фракции в парламенте, Игоря Грынива. Он занял эту должность после того, как его предшественник Юрий Луценко стал генпрокурором. Мандат Грынив, конечно, не слагает и якобы планирует сконцентрироваться на работе советника Президента по стратегическим вопросам.
На самом деле управлять пропрезидентской фракцией, которая насчитывает аж 141 народного депутата, есть кому: это и первый заместитель и один из ближайших соратников Петра Порошенко Игорь Кононенко, и еще 7 заместителей из числа нардепов от БПП.
Кто станет новым руководителем фракции — пока неизвестно. Правда, вряд ли этот пост можно считать влиятельным: кроме руководства фракцией, среди неформальных обязанностей ее председателя можно вспомнить разве что поиск и мобилизацию необходимого количества нардепов для результативных голосований в парламенте. Скорее всего, Игорь Грынив не справлялся с этой задачей, поэтому ему поищут замену. С другой стороны, такие изменения свидетельствуют о вероятном начале подготовки пропрезидентской команды к возможным внеочередным выборам в Верховную Раду. Занимаются ли в БПП партийным строительством - вопрос риторический. Интересным является и то, что формальным главой партии БПП до сих пор остается действующий мэр столицы Виталий Кличко.
А как там ЦИК?
Изменение состава ЦИК — уже даже не просто обязанность, а политическая необходимость для действующей власти. Во-первых, давно истекли все возможные дедлайны для обновления большинства из членов Центральной избирательной комиссии, включая ее главу. Во-вторых, само имя Михаила Охендовского, который до сих пор возглавляет ЦИК, приобретает «токсическое» значение и для Президента, и для парламента. Продолжается судебный процесс относительно коррупционной составляющей в его деятельности на посту главы ЦИК: в этой истории большую роль играют записи «черной бухгалтерии» Партии регионов, в которой якобы «засветился» чиновник.
Вопрос обновления ЦИК, безусловно, сместился из юридической плоскости в чисто политическую. Продолжаются откровенные торги между фракциями и депутатскими группами в парламенте за новые квоты для назначения членов ЦИК. Без этих договоренностей любые голосования за изменение состава будут безрезультатными.
Всего из 15 человек замены требуют 11 членов комиссии. На своих представителей претендуют в «Радикальной партии Олега Ляшко», в «Самопомощи», в «Народном фронте», и, конечно, в БПП. Кроме этих фракций, две депутатские группы — «Воля народа» и «Видродження» — также не прочь завести в ЦИК по 1 представителю. Принципиальную позицию заняли в «Батькивщине» и «Оппозиционном блоке»: в руководстве двух фракций настаивают на сохранении мест за своими предыдущими представителями, поэтому не предложили новых кандидатур. Речь идет о том же Михаиле Охендовском и его нынешней заместительнице Жанне Усенко-Черной.
Конечно, скандалов с долгожданными переменами в составе ЦИК не избежать. Однако когда именно состоятся ротации — будет зависеть от расстановки сил в самом парламенте и решения Президента.
Постпасхальный сюрприз
Самый непредсказуемый сюрприз этой весной ожидает нас 14 апреля. Страстная пятница может стать действительно определяющей в политических событиях на весь 2017-й год. Именно в этот день заканчивается гарантированный парламентом «иммунитет» для правительства Владимира Гройсмана. Тогда же он должен отчитаться о результатах своей деятельности. Конечно, уже не без политических последствий.
Желающих отправить нынешнее правительство в отставку хватает. Именно поэтому события могут очень быстро развиваться сразу после Пасхальных праздников. Критиковать правительство есть за что, а отсутствие единства в коалиции и в самой фракции БПП может стать очень тревожным знаком для пропрезидентской команды. Как минимум, «точечных» отставок отдельных министров точно не избежать, а для предоставления правительству неприкосновенности еще на один год, скорее всего, просто не хватит голосов.
Удобный Нацбанк
Уже в который раз за последний год в СМИ появляется информация о возможной отставке главы НБУ Валерии Гонтаревой. Мол, сейчас продолжаются переговоры и консультации по поиску и подготовке нового руководителя Нацбанка. Найти подходящего кандидата, который бы был профессионалом и устроил не только отечественных политических игроков, но и учитывал мнение Запада – дело не из легких.
Впрочем, в пресс-службе НБУ успели опровергнуть подобные слухи и сообщили о том, что регулятор «традиционно за месяц сообщает о предстоящих изменениях в составе правления». Скорее всего, изменения в руководстве Нацбанка могут произойти параллельно с кадровой ротацией в правительстве Владимира Гройсмана. Более того, вполне вероятно, что в случае отставки правительства (а такой вероятности развития событий исключать нельзя), Валерия Гонтарева сохранит свой пост до «лучших времен», чтобы не провоцировать дополнительных осложнений в финансово-банковской системе.
Среди вероятных кандидатур звучали все возможные фамилии предыдущих руководителей НБУ – это и Владимир Стельмах, и экс-президент Украины Виктор Ющенко, и бывший премьер-министр Арсений Яценюк. Последний опроверг возможность своего возвращения на пост главы НБУ, тогда как Виктор Ющенко еще летом 2016-го говорил о готовности возглавить Нацбанк, «если заработает новая экономическая политика».
При чем тут Шокин?
Еще одной неожиданностью на этой неделе, которая спровоцировала дискуссию о возможных кадровых ротациях в ГПУ, стало исковое заявление экс-главы ведомства в 2015-2016 годах Виктора Шокина в ВАСУ с требованием признать незаконными и отменить решение о его увольнении.
Прежде всего, в своем исковом заявлении Шокин требует возобновления на должности генпрокурора. Ответчиками по делу указаны Президент Петр Порошенко и Верховная Рада Украины. Интересно, что у Шокина действительно есть все возможности доказать свою правоту в суде, ведь голосование за его отставку происходило с нарушениями. А прецеденты с возобновлением генпрокуроров на своих должностях в Украине уже были: бывший генпрокурор Святослав Пискун через суд восстановился в этой должности в 2007 году после того, как его увольняли во время больничного.
В случае с Шокиным ситуация может быть несколько иной: речь идет не столько о его восстановлении в должности, сколько о будущей судьбе нынешнего генпрокурора Юрия Луценко. После своего назначения Юрий Луценко неоднократно подчеркивал, что его «дедлайн» на должности генпрокурора для того, чтобы показать настоящие изменения в ГПУ – 1,5 года. Чуть меньше года назад, в мае 2016-го Луценко даже пообещал, что в случае провала на посту генерального прокурора Украины покинет заниматься любой политической и общественной жизнью.
Существует ли спланированный сценарий для будущих кадровых ротаций, или все будет происходить в виду сложившихся обстоятельств - станет понятно в следующие 2-3 недели. А пока что и парламент, и Кабмин, и Президент продолжат соревноваться в собственной значимости и поиске новых политических рычагов влияния.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»