Революция и железный закон олигархии

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Три года, которые прошли после Революции Достоинства, еще больше показали пропасть между идеальными представлениями развития общества и текущим состоянием дел. Такой процесс является закономерным, о подобных тенденциях еще во время самих революционных событий неоднократно предупреждали социологи и политологи. Впрочем, основной их задачей было не столько сообщить обществу о неотвратимости определенных процессов, сколько предупредить о необходимости подготовки к новым реалиям, в которых будет жить страна. Проще говоря, после революции существует потребность в создании нескольких альтернативных сценариев развития событий, к которым заранее подготовиться трудно. Как минимум, нужно быть готовыми к определенным последствиям.

Украинский патернализм в мировых масштабах явление не уникальное. Немецко-итальянский социолог Роберт Михельс еще в далеком 1911 году обосновал так называемый «железный закон олигархии» как один из составляющих теории элит в контексте развития партийных систем. Суть действия закона заключается в самой природе человека: общество не может эффективно функционировать без создания крупных управленческих организаций, а руководство в них не могут осуществлять все члены сообщества. Следовательно, закон обуславливает невозможность демократии как власти народа в целом.

Третья годовщина Революции: сбылось ли хоть что-то из того, за что стоял Майдан? Оценка экспертовЭксперты и политологи в пятницу во время круглого стола «Слова и Дела», посвященного выполнению обещаний времен Евромайдана, оценили ситуацию спустя три года после трагических событий.

Видимо, Михельс был бы поражен самим феноменом самоорганизации украинцев во время событий на Майдане зимой 2013-2014 годов. Ведь сами «массы» проявили инициативу сплотиться для выражения конкретной альтернативной позиции, диаметрально противоположной той, которую украинцам навязывали их элиты. И если курс на изменения удалось зафиксировать, то в дальнейшем «железный закон олигархии» не ошибся: мы вновь стали свидетелями процессов, которые продолжались и до революции. Речь идет о кумовстве, непотизме, коррупции, непрозрачности принятия решений, закулисных договоренностях. Базовые ценности, которые были присущи предыдущим элитам, остались теми же самыми. Под давлением Майдана удалось изменить и зафиксировать вектор и желание перемен, но не способ их достижения и компетентных исполнителей. Пока что это только декларация общества стать другим. Однако события Революции Достоинства так и не стали основным запросом на изменения для большей части украинцев. Не говоря уже об избранных для осуществления этих изменений «новых» элитах.

Параллельные реальности

Наиболее контрастным свидетельством отсутствия единого понимания и отношения к событиям Революции Достоинства между властью и гражданами является процесс расследования преступлений на Майдане. Прежде всего, расстрелов 20 февраля 2014 года на улице Институтской в Киеве. То ли из-за недостатка компетентности, то ли из-за искусственного затягивания, расследования продвигаются крайне медленно. Никто из виновных ни среди исполнителей, ни среди заказчиков не наказан.

Как и год назад, власти не достигли существенных успехов в ряде базовых реформ в стране, которые были среди основных требований митингующих еще с момента условного окончания акций протестов в марте 2014 года. Речь идет о неубедительной и слишком медленной в осуществлении судебной реформе, практически заблокированном процессе люстрации. Недостаточными являются и успехи на ниве антикоррупционных расследований: громкие задержания взяточников продолжаются чуть ли не каждый день, а вот до судов эти дела доходит не всегда, или намеренно буксуются уже во время судебных процессов.

Третья годовщина Революции: выполненные и забытые обещания власти – адвокат Небесной СотниАдвокат Небесной Сотни подвел итоги и рассказал о ходе расследования преступлений против участников Евромайдана спустя три года после трагичных событий в истории Украины.

До сих пор не возвращены государству украденные вороватыми чиновниками активы: принятый на второй год после событий Революции Достоинства в первом чтении законопроект №4057 о спецконфискации требует значительного усовершенствования. И его принятие не гарантирует системных действий нынешних властей относительно возвращения утраченных преступным путем активов. Неубедительно продолжаются реформы в таких показательных сферах, как избирательное законодательство, до сих пор не обновлен нынешний состав ЦИК, не приняты законы об импичменте, об оппозиции, о местных референдумах и тому подобное.

Несоответствие ожиданиям – действительно существенный недостаток любого сообщества, которое делегирует свои полномочия избранным по демократическим процедурам избранным представителям власти. Темпы и содержание реформ снова не удовлетворяют большинство украинцев. Тогда что делать дальше? Снова революция?

Страх как рычаг влияния

К сожалению, главными недостатками Революции Достоинства на данный момент являются не темпы и качество преобразований в обществе. Выбранная после революционных событий власть убеждает общество, что пока что во всем виновата война на востоке страны, военная агрессия России, экономический кризис и тому подобное.

Революция не произошла до конца из-за того, что так и не сформировала никакого дельного предложения на реальное представительство во власти. То есть из горнил Майдана так и не вышла та политическая сила, которая бы стала олицетворением ценностей Революции Достоинства. А значит, мы снова делегировала власть людям, которые готовы были взять на себя роль новой элиты. Сложность ситуации в том, что политики, которые получили власть в результате событий на Майдане в 2013-2014 годах, не были основной движущей силой революции и никогда не исповедовали тех принципов, ради которых большинство из митингующих готовы были идти до конца.

Кризис Майдана и новая Украина: 2017-й может стать катастрофическим или годом Ренессанса – экспертПолитолог принял участие в круглом столе «Слова и Дела», посвященному годовщине Революции Достоинства, и подвел итоги на сегодня.

Единственное отличие нынешних элит от предыдущих – инъекция страха. Именно страх потерять все ныне является последним козырем, который пока что позволяет хоть как-то продвигать изменения вперед. К сожалению, подобный механизм является слишком кратковременным, поэтому не стоит ожидать чуда.

Самоорганизация активной части граждан остается пока едва ли не главным достижением Революции Достоинства. Возможно, главный вывод, который мы можем сделать на третьем году после революционных событий, как раз и заключается в необходимости преодоления собственного страха и неверия изменить страну к лучшему. И, как следствие, начать системное движение к появлению новой контрэлиты, которая на самом деле завершит революцию, воплотив ее идею в жизнь.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: