Тарифный цугцванг: существует ли механизм предотвращения социального коллапса?

Александр Радчукполитолог

С завтрашнего дня в Украине начнется предпоследний этап повышения тарифов на электроэнергию. В среднем цены на электроэнергию для населения вырастут на 23%. В целом же, украинцев ожидает еще последний, шестой этап повышения цен на электроэнергию с 1 марта 2017 года.

Начиная с 2014-го и до 2017 года цена на электроэнергию для украинцев, потребляющих до 100 кВт⋅ч, выросла на 300%, а если потребление составит от 100 до 600 кВт⋅ч – на 400%. И это только плата за свет в жилищах.

Правительство Владимира Гройсмана признало необходимость роста тарифов на газ и электроэнергию необходимым условием выхода из кризиса и приведения цен к экономически обоснованному уровню. При этом в Кабмине обещают не допустить социального коллапса неплатежей, обещая всем тем, кто в этом будет нуждаться, субсидии на оплату коммунальных услуг.

Парад растущих тарифов

В течение последних двух лет тарифы на газ и электроэнергию росли постоянно, а с ними существенно выросла и плата за тепло, цены на горячую и холодную воду, свет. Украинцам пришлось существенно затянуть пояса, установить счетчики, утеплить свои дома. Изменилось и само отношение к потреблению коммунальных услуг и к энергосберегающим технологиям.

Тарифы на электроэнергию: как изменятся цены с сентября?В Украине было запланировано шесть этапов повышения тарифов на электроэнергию, четыре из которых уже прошли.

В то же время рост цен на коммунальные тарифы почти не корректировался с подобным ростом заработных плат и пенсий, уровнем прожиточного минимума. И это при том, что доходы украинцев значительно снизились из-за сногсшибательной девальвации и не менее впечатляющей по уровню роста инфляции.

Власти признают необходимость такого шага, ведь это снизит энергетическую зависимость Украины, позволит модернизировать всю сферу ЖКХ, приучит граждан к экономии, выведет отрасль на рыночный уровень взаимоотношений. В результате дефицит Бюджета будет постепенно сокращаться, а уровень зарплат и социальных выплат – расти.

На самом деле, украинцы все чаще отмечают отсутствие существенного прогресса в осуществлении реформ и борьбе с коррупцией, зато указывают на социальную несправедливость такого существенного роста тарифов. Популярным стал тезис о том, что настоящее реформирование отрасли заменили банальным повышением цен на энергоресурсы.

Требование МВФ

Отчасти недовольство украинцев не лишено здравого смысла. Одной из причин постоянной спешки правительства с повышением тарифов является требование Международного валютного фонда.

Именно непопулярные шаги по повышению тарифов стали основной причиной стремительного падения рейтинга экс-премьера Арсения Яценюка и его политической силы в парламенте – «Народного фронта». С непопулярного тезиса о необходимости и в дальнейшем увеличивать цена на энергоресурсы начало свою работу и правительство Владимира Гройсмана.

Правда, если Яценюк мог хоть как-то «перекрывать» растущие цены в платежках оформлением субсидий для населения, то у нынешнего правительства остается все меньше ресурсов для подобных шагов. В этом и заключается главная опасность кризиса неплатежей за коммунальные услуги со всеми вытекающими последствиями – начиная от судебных процессов, заканчивая массовыми акциями протестов.

Эксперт: дело не в заявлениях о завышенных тарифах, а в том, что никто не доказал обратногоНезависимый эксперт по вопросам энергетики проанализировал заявление Владимира Гройсмана о том, что «страшные» счета за коммунальные услуги осенью – преувеличение и неправда.

К слову, в МВФ уже приветствовали решение украинского правительства в очередной раз повысить тарифы для населения. Однако пока такого желаемого транша так и не выделили: решение о предоставлении кредита в очередной раз перенесли на сентябрь.

Выход из тупика?

Действительно, если сравнить с предыдущими годами, в 2016-м нас ожидает настоящий бум на получение субсидий. Так, в 2014 году за социальной льготой обратилось около 750 тысяч семей, в прошлом – почти 4,8 миллионов. В этом году, по оценкам экспертов, за субсидиями могут обратиться от 7 до 9 миллионов семей, а это почти от 50 до 70% от количества всех домохозяйств страны.

И если в 2015 году на субсидии было выделено почти 24 миллиарда гривен, то нынешних 35 миллиардов может просто не хватить на всех. В правительстве уже неоднократно отмечали, что ищут «компенсаторные» решения, которые позволят минимизировать негативное влияние неоднократного повышения цен на коммунальные тарифы. По прогнозам МВФ, в 2017 году выплаты по субсидиям могут достичь цифры в 80 миллиардов гривен или 10% Государственного бюджета.

Речь идет о процессе монетизации субсидий, а именно определения уровня компенсаций из Бюджета той или иной семье в зависимости от потребностей. До сих пор в экспертных кругах продолжается дискуссия по поводу того, осуществлять ли выплату субсидий по старой схеме. То есть платить из Госбюджета средства компаниям-монополистам или монетизировать их и направлять непосредственно на счета граждан.

Последствия «коммунальной петли»

Дело в том, что услуги ЖКХ украинцам предоставляют монополисты. Как такового рынка коммунальных услуг в Украине не существует. Поэтому до сих пор выплачивать субсидии из Государственного бюджета, покрывая несостоятельность многих украинских семей заплатить по рыночным тарифам, было очень удобной схемой для хищения государственных средств.

Однако сейчас ситуация действительно критическая. Ведь нынешние долги конечных потребителей за «коммуналку» выросли до уровня 6 миллиардов гривен, а после повышения тарифов вырастут еще больше. К тому же, по субсидиям правительство задолжало из Бюджета уже около 25 миллиардов гривен.

Экономисты предупреждают, что в этом году квартплата может намного превысить уровень прожиточного минимума, что однозначно приведет к коллапсу неплатежей. В правительстве успокаивают: по словам министра соцполитики Андрея Ревы, в следующем отопительном сезоне домохозяйства, получающие субсидию, будут платить 15% за коммунальные услуги.

Еще одна задумка правительства – как можно тщательнее проверить всех заявителей на получение субсидии. Это еще один шаг на пути к внедрению адресной помощи, которая является более эффективной системой поддержки социально незащищенных граждан.

Весь груз за оплату повышенных тарифов ляжет на средний класс – экспертЭксперт прокомментировала решение Нацкомиссии повысить тарифы на горячую воду до 63-78 грн за кубометр и на тепловую энергию почти вдвое с 1 июля этого года.

Сбор политических сливок

Ростом социального недовольства на теме тарифов уже давно готовятся воспользоваться оппозиционные партии и новые политические проекты. Осень и первые платежки за «коммуналку» – звездный час для этих политических сил.

Скорее всего, вопрос обоснованности тарифов начнут поднимать именно на местном уровне. Противостояние уже началось: ряд местных советов проголосовали за объявление моратория на повышение тарифов. В правительстве уже успели предупредить, что такие решения не будут иметь никаких последствий, кроме препятствования оформлению гражданами субсидий и проведению мероприятий по повышению уровня энергоэффективности.

Похоже, война за настроения украинцев только начинается. Оппозиционные силы будут бороться за повышение своей популярности, тогда как правительство и провластные политические партии – прежде всего «БПП» и «Народный фронт» – попытаются во что бы то ни стало убедить украинцев «потерпеть еще немножко». Конечно, самым нежелательным последствием для властей может быть роспуск парламента и назначение досрочных выборов. Впрочем, совсем исключать такого сценария не стоит.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...