Пока украинцы надеются на старт долгожданных реформ, в Кабмине ожидают вердикта Международного валютного фонда, который сулит получение спасительного кредита в валюте. И не зря: даже в случае положительного эффекта от реформирования отечественной экономики, «живые деньги» нужны Украине здесь и сейчас.
Фактически в этом месяце будет определена судьба экономики страны на ближайшие годы. Риск объявления дефолта Украины, то есть невозможности обслуживать свои внешние обязательства, сейчас высок как никогда. Общий долг Украины в течение последнего года в долларовом эквиваленте составляет 73 млрд долларов, тогда как золотовалютные резервы за последние 2 года сократились до отметки в 7,5 млрд долларов. По оценкам премьер-министра Арсения Яценюка, в 2015 году общий объем кредитных обязательств, которые придется вывести из украинской экономики, составит более 11 млрд. долларов. Очевидно в правительстве пытаются несколько приуменьшить масштабы экономической катастрофы, которая надвигается на нашу страну: по прогнозам аналитиков World Politics Journal, 15 млрд долларов нужны Украине уже в январе, иначе МВФ будет вынужден приостановить выплаты согласованного в мае 2014 кредита в размере $17 млрд, опасаясь, что Украина не сможет рассчитаться без дополнительных вливаний денег из других источников.
Впрочем, отечественные чиновники и банкиры находятся в оптимистичных ожиданиях. В начале этой недели начался третий этап миссии Европейского департамента МВФ для завершения второго пересмотра выполнения Украиной программы «Stand-by». В Нацбанке выразили надежду уже до 29 января закончить переговорный этап и подписать с МВФ обновленный документ о намерениях и Меморандум об экономической и финансовой политике, в которых будут определены меры, которые необходимо принять Украине для получения очередного транша финансовой помощи.
Читайте также: Украинцам неправильно насчитывают зарплаты – эксперт
В свою очередь эксперты более сдержанны в оценках объемов кредитования и сроков получения средств от МВФ. «Однозначно, 15 млрд долларов, о которых говорил Яценюк в январе Украина не найдет, но пока все требования, которые были выдвинуты МВФ, государство пытается выполнять. В феврале следует ожидать лишь около $3,8 млрд Госбюджет приняли вовремя и согласовали с МВФ, с некоторыми долгами также рассчитались, поэтому сейчас стоит ориентироваться на активное проведение реформ, чтобы получить финансовую помощь», – считает аналитик агентства «MPP Consulting» Павел Мельник.
Кроме кредита от Международного валютного фонда, Украина рассчитывает привлечь средства и от других кредиторов. Прежде всего, в этом году США готовы предоставить Украине дополнительные кредитные гарантии на сумму 2 млрд долларов, а Европейский Союз уже выделил Украине 500 млн евро в рамках программы макрофинансовой помощи. Всего в 2015 году Украина планирует привлечь около 27 млрд долларов кредитных средств. «Для финансирования Украины в следующем году есть два главных кредитора. Это МВФ и Всемирный банк. МВФ дает краткосрочные кредиты для выравнивания ситуации в стране. Всемирный банк – это долгосрочное финансирование. Но, если МВФ не даст деньги, то ни одна организация не предоставит денег. Кроме того, от МВФ не зависят решения по деньгам, которые поступают от грантовых организаций. В Государственном бюджете в частности, указано, что в 2015 году внутренние заимствования составят 112,87 млрд грн, внешние – 180,97 млрд грн. В целом заимствования в 2015 году запланированы в размере около 300 млрд грн», – утверждает эксперт Реанимационного пакета реформ Илья Несходовский.
Учитывая, что в целом доходы Государственного бюджета в 2015 году рассчитаны на уровне 475 млрд грн, то сумма заимствований у кредиторов фактически равна доходной части основного финансового документа страны. Это факт будет предусматривать прежде четкую экономическую зависимость украинской экономики от внешнего финансирования. А это в нынешних условиях будет означать и усиление внешнего влияния на политический процесс. Недавний скандал с нарушением процедуры конкурсных требований при работе Конкурсной комиссии по избранию кандидатов на должность директора Антикоррупционного бюро, по мнению экспертов, как раз связан с непубличными обязательствами нынешней власти перед внешними кредиторами.
Ситуация неоднозначная: с одной стороны Украина требует значительных внешних заимствований, чтобы начать долгожданные реформы, с другой - кредитные средства украинцы будут вынуждены обслуживать много лет даже в случае негативного эффекта от проведенных изменений в стране. «Кредит – это не подарок, а долг с процентами. Если деньги не реинвестируются в развитие экономики, мы будем возвращать этот долг за счет еще больших долгов и сокращения социальных программ, поэтому лучше определенный период не брать новые кредиты. Руководству страны стоило бы заняться прикрытием оффшорных схем, и это дало бы нам гораздо больше, чем все кредиты МВФ вместе взятые», – считает председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
Читайте также: Эксперт: Главная проблема в 2015 году для украинцев – безработица
В конце концов, без кредитов МВФ в Украину не придут иностранные инвесторы. А это еще один серьезный шанс таки оживить нашу экономику. «Если МВФ не работает со страной, с ней никто не работает», – утверждает экономический эксперт Владимир Сиденко, добавляя при этом, что сотрудничество с МВФ является определяющим фактором того, что на эту организацию ориентируются все остальные кредиторы и инвесторы.
Фактически сейчас наша страна оказалась в ситуации цейтнота: с одной стороны - кредитная петлю, с другой – опасность полномасштабной войны с Россией на территории Донбасса и других восточных регионов. Теперь, после многолетнего негативного опыта сотрудничества, когда различные правительства Украины в течение 23 последних лет получили миллиарды долларов помощи без ощутимых изменений в экономике, надеяться, что правительству Яценюка дадут распоряжаться заемными средствами по своему усмотрению – не стоит. Теоретически, в Конституции есть положения, касающиеся самостоятельного обеспечения и формирования экономической политики. «Если Украина считает, что требования МВФ нарушают внутреннюю политику или нормативные акты страна может отказаться и не выполнять их, но вероятность, что государство получит кредитование - очень маловероятна. Это исключительно взаимоотношения между двумя субъектами. Один хочет получить кредит, другой – предоставить. Соответственно, тот, кто предоставляет - выдвигает требования », – отмечает господин Несходовский.
Надеяться на то, что правительство или Президент в нынешних сложных обстоятельствах будут защищать позицию экономической свободы Украина во время переговоров с МВФ - не стоит. Вопрос лишь в том, какую же реальную цену заплатит наше государство в последующие десятилетия за «спасательный круг» от иностранных заемщиков.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»