Каких ударов ждать столичному бюджету

Читати українською

Бюджет Киева принимался в экстренном порядке и в условиях напряженной политической обстановки. Регионал Владимир Макеенко, который подхватил руководство Киевом в бурные времена противостояния на Майдане и после скандального увольнения с должности экс-главы КГГА Александра Попова, принимал бюджет только в феврале, то есть через месяц с начала года. Несмотря на сложную социально-политическую обстановку в городе, бюджет получился на удивление хорош. По крайней мере, на бумаге.

Бюджет Киева-2014

Речь идет о том, что впервые за последние годы бюджет был запланирован бездефицитным. В предыдущие годы в столичной смете стабильно возникал значительный дефицит. В среднем Киев выполнял свой бюджет только на 80%.

Читайте также: Киевский бюджет: наступая на старые грабли

«Невыполнение бюджета началось с 2006 года, когда к власти в городе впервые пришел Леонид Черновецкий. Ни разу Киевсовет, кроме одного года, не выполнил бюджет больше чем на 85%», – вспоминает директор «Института города» Александр Сергиенко. По его мнению, столичный бюджет специально формировался с дисбалансом между доходами и расходами для того, чтобы дальше руководить городом в ручном режиме.

Так, политики и эксперты постоянно вспоминают пресловутый Бюджетный кодекс 2010 года, который утвердил изъятие 50% доходов от налога на доходы физических лиц из столичного в государственный бюджет. По словам экспертов, в результате подобной политики столичное руководство попадает в полную зависимость от власти центральной и ее трансфертов. Такого мнения, в частности, придерживается и экс-мэр Киева Александр Омельченко, который настаивает на немедленной отмене принципиальной для столицы поправки. «Необходимо подготовить поправки в закон о городе Киеве, проголосовать их в Верховной Раде, внести изменения и формировать бюджет на второе полугодие этого года, а тем более на 2015 год, с учетом этих поправок. Это 7-8 млрд грн ежегодно», – отмечает Омельченко.

Сегодня можно делать первые выводы о выполнении бюджета 2014 года. Согласно официальным отчетам КГГА, за 6 месяцев город заработал 7,12 млрд грн доходов вместе с дотациями и субвенциями. Таким образом, запланированные доходы бюджета в первом полугодии выполнили лишь на 91,2%. Между тем, расходы города за тот же период превысили доходы на 40 млн грн и составили 7,16 млрд грн.

* по официальным данным КГГА

Низкие доходы города в этом году прокомментировал Александр Омельченко. «На мой взгляд, сегодня Киев находится в глубокой финансовой яме. Полугодие заканчивается, а в бюджете Киева появилась «дыра» размером в 3 млрд грн. Чем надо заниматься новой власти в подобных условиях? Неужели время портфели делить или замки ломать? А, может, время сформировать новый бюджет на второе полугодие?, – задается риторическими вопросами бывший мэр, и добавляет: в июне, июле и августе на оздоровление детей в бюджете денег нет. Значительные средства нужны также для подготовки к зиме».

Читайте также: «Черные дыры» Киева: за что живет столица

Аналитики фонда «Открытое общество» критиковали нынешний бюджет еще в день его принятия. По их словам, статистики КГГА завысили доходы города искусственно. В целом доходная часть бюджета, по мнению аналитиков Фонда, завышена на 3,5 млрд грн. Нынешние руководители города признаются, что «дыра» в 3,5 млрд грн в бюджете сформировалась уже в первом полугодии. «Наша команда начала работать и приняла город в достаточно тяжелом состоянии. На сегодняшний момент 3,5 млрд уже есть «дыра» в бюджете города», – жалуется председатель бюджетной комиссии Киевсовета, член партии «УДАР»  Андрей Странников.

Чтобы наглядно продемонстрировать, как появляются бюджетные «дыры» в столице, проанализируем доходы города от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Так, в прошлом году Киев собрал 7,56 грн НДФЛ, а в бюджете 2014 года этот показатель составляет уже 9,07 млрд грн. Вместе с тем за последний год население Киева больше не стало, соответственно, и налогов платить больше никто не будет, но в расходах города эти деньги уже прописаны. За первую половину года планы доходов города от сбора НДФЛ выполнены лишь на 91,5%.

Андрей Странников указывает и на другие финансовые проблемы города. По его словам, государственный бюджет недополучил 7 млрд грн от Луганской и Донецкой областей только за последний месяц. «Безусловно, когда это разбрасывается по всей Украине, то доля попадает на недофинансирование некоторых государственных программ и в городе Киеве», – объясняет политик. Поэтому столичные чиновники, по словам депутата, вынуждены максимально оптимизировать расходы. Под такой оптимизацией расходов сегодня следует понимать, в первую очередь, их сокращение.

Человеческий фактор: грехи старой власти

Как известно, главной задачей комиссий Киевсовета является контроль за выполнением его решений. По сути, ни одно решение, которое выносится на сессию, не может обойти рассмотрения на комиссии. Кроме того, эти органы наделены полномочиями вызывать к себе «на ковер» чиновников КГГА и требовать от них отчетов о выполнении тех или иных решений.

Попадание депутатов той или иной политической силы в ключевых комиссий городского совета является залогом того, что исполнительная власть сможет без проблем «проталкивать» нужные для нее решение. Неудивительно, что именно бюджетная комиссия Киевсовета, в руках которого находятся такие рычаги как регулирование доходов, расходов, контроль за выполнением бюджета, установление местных налогов и сборов, всегда была самым лакомым кусочком для всех политических сил.

«Космических» масштабов злоупотребление в бюджетной комиссии достигло во времена работы «молодой команды» Леонида Черновецкого. О том, что лоббирование бизнес-интересов в команде мэра было поставлено «на конвейер», свидетельствует хотя бы тот факт, что Киевсовет официально принял решение о взыскании платы за встречу с городским головой и его заместителями.

Среди других сомнительных решений, которыми запомнилась бюджетная комиссия Киевсовета времен Черновецкого – плата за въезд на территорию кладбищ, платные услуг ЖЭКов, дифференциация тарифов ЖКХ, плата за выдачу разрешений при оформлении землеотводов и платный въезд в город для транзитных автомобилей.

Между тем «под шумок» резонансных решений в кулуарах Киевсовета и КГГА решались и куда менее безобидные вопросы. Так, по данным СМИ, против команды бывшего мэра возбудили более 4 десятков уголовных дел. К слову, главным фигурантом этих производств называют не самого мэра, а его бывшего зятя Вячеслава Супруненко, на счету которого – отчуждение акций таких стратегических предприятий как «Киевгорстрой», «Киевэнерго», «Киевхлеб» и «Киевмлын».

В многочисленных махинациях обвиняют и экс-секретаря Киевсовета Галину Герегу, которая де-факто возглавила городской совет после отставки Леонида Черновецкого. По данным фонда «Открытое общество», за 2 года ее председательства в Киевсовете громада города потеряла более 370 миллионов гривен. Именно в такую сумму эксперты оценили отвод земельных участков под ТЦ «Эпицентр».

Чтобы предупредить попадание старой команды в новый состав Киевсовета накануне местных выборов 25 мая общественной организацией «Институт города» был составлен люстрационный список депутатов Киевсовета прошлых созывов.

Читайте также: Выборы в Киевсовет: видели глаза, что руки брали

По мнению экспертов, народное доверие потеряли 96 из 120 депутатов городского совета столицы предыдущего созыва. В частности, в список вошли люди, принадлежавшие к большинству Леонида Черновецкого, или предавшие свою фракцию. В общем, дорогу в Киевсовет должны забыть все депутаты, кроме 13 членов блока Кличко, 9 бютовцев и 2 «катеринчуковцев». Несмотря на это, за командой новоизбранного мэра продолжает тянуться шлейф связей с бывшими столичными чиновниками.

Ударное строительство или строительный нокаут?

«Слову и Делу», как и всем киевлянам, искренне хочется верить, что новая команда будет работать честно и прозрачно. Однако в кулуарах не прекращаются разговоры о том, что за широкой спиной новоизбранного мэра Виталия Кличко скрылось немало интересных личностей.

Первое, что бросается в глаза при детальном изучении состава бюджетной комиссии – засилье людей, чье прошлое (а иногда и ныне действующий бизнес) связывают с крупными строительными фирмами.

Оппозиционный депутат Игорь Луценко в комментарии «Слову и Делу» рассказал, что в Киевсовете действительно существует неформальная «группа застройщиков», состоящая из представителей различных фракций, которые держатся вместе. Многие из этих людей принадлежат к команде Кличко или сотрудничают с ней. «Строительное лобби Кличко пришло в Киевсовет, чтобы блокировать инициативы активистов по восстановлению законности», – уверен Луценко.

Список лиц, чьи имена так или иначе связывают со строительным бизнесом в бюджетной комиссии Киевского городского совета, стоит начать с заместителя его председателя Вадима Столара. Он хоть и был избран в Киевсовет как самовыдвиженец, очевидно является представителем союзного «УДАРу» окружения Петра Порошенко (по крайней мере, об этом свидетельствуют его агитационные материалы).

Самого Столара можно без преувеличения назвать человеком, который на строительном бизнесе собаку съел. И в этом аспекте деятельности политика немало темных мест. Кроме приписываемой средствами массовой информации причастности депутата к афере «Элита-Центр», которую сам депутат упорно отрицает, доказанным является его участие в скандальном строительстве на улице Богдана Хмельницкого, 7, что едва не стоило городу обвала станции метро «Театральная».

Читайте также: Столар – заместитель председателя бюджетной комиссии Киевсовета (досье «Слова и Дела»)

Теперь на месте недостроенного бизнес-центра, который Столар планировал возвести вместе с одиозным бизнесменом Вагифом Алиевым, стоит музей истории Киева. Землю под него предприниматели вынуждены были передать муниципалитету после длительной судебной тяжбы. Кстати, Столару уже принадлежит 50% акций другого бизнес-центра – 101 Tower, высотки на Льва Толстого, 57.

Другая выдающаяся личность, на чьи более явные связи со строительным бизнесом указывают медиа – «ударовец» Виктор Билич. Депутат Киевсовета четырех (!) созывов Билич, по информации Еспресо.tv, является младшим партнером Николая Толмачева в девелоперско-строительной копании ТММ. Предприятие было задействовано в реконструкции Бессарабской площади, возведении ТЦ «Мандарин Плаза», жилых комплексов «Сонячна брама» и «Триумф».

Читайте также: Бюджетная комиссия Киевсовета: Виктор Билич – застройщик со времен Омельченко

Не чужой в строительном деле столицы и Сергей Котвицкий – представитель «УДАРа», который, по данным общественного проекта «Мой Киев», с 2010 года возглавляет «Украинский инвестиционный альянс», основное направление деятельности которого – реализация проектов на столичном рынке недвижимости.

К тесной группе ударных застройщиков присоединился представитель Радикальной партии Олега Ляшко Александр Вовченко. Известный столичный бизнесмен, директор «Итон Групп» и бывший руководитель «Житлобудинвест» занял в Киевсовете кресло заместителя председателя по общим вопросам. На счету возглавляемых Вовченко предприятий – не одно большое строительство, однако предметом особой гордости сам депутат считает возведение элитного жилого комплекса «Зверинецкий». Последнее, впрочем, вызвало недовольство киевлян, поскольку, по данным «Форума спасения Киева», земля и разрешение на строительство ЖК были выданы с нарушениями закона.

Читайте также: Кресло замглавы бюджетной комиссии Киевсовета занял застройщик Вовченко

Угроза мощного строительного лобби, нависшая над Киевсоветом и бюджетной комиссией в частности, вероятно, станет вызовом номер один для немногочисленной депутатской оппозиции. «Чтобы «УДАР» не превратился в очередную Партию регионов в Киевсовете, должна быть сильная оппозиция, способная осуществлять контроль, бороться за интересы киевлян», – утверждает Василий Гацько, глава «Демократического Альянса» и член бюджетной комиссии.

Не на кого надеяться

Как бороться за интересы киевлян? Очевидно, в оппозиции единой конструктивной позиции по этому поводу нет. Первое, что нужно делать – поднимать шум, считает журналист и депутат Игорь Луценко: «Это активное привлечение представителей киевской территориальной громады к работе органов Киевского горсовета, в частности, постоянных и временных комиссий, рабочих групп и так далее. Чтобы это была полная открытость, тогда застройщикам гораздо труднее лоббировать свои интересы».

Лоббировать свои интересы привыкли не только застройщики, но и представители другой прибыльной отрасли – торговли. Тут тебе и Владимир Гончаров – депутат, не скрывающий своей связи с бизнесом семьи бывшего секретаря Киевсовета Галины Гереги, и поставщик спорттоваров Вадим Пышняк, и бывший замглавы Соломенской райгосадминистрации Максим Шкуро, который, по информации медиа, в свое время вывел родной район в лидеры по масштабам установки МАФов. Сюда же «Слово и Дело» отнесло молодого и перспективного секретаря бюджетной комиссии, ударовца Георгия Ясинского.

Читайте также: «УДАР» делегировал в бюджетную комиссию Киевсовета одних бизнесменов

Тень торгового лобби падает и на бывшего главу КГГА, депутата пяти созывов Киевсовета Владимира Бондаренко, после выборов отправившегося в бюджетную комиссию. Свое решение работать именно в ней Бондаренко объясняет просто: «Меня лично волнует бюджетная комиссия. Потому что тот бюджет, который был принят в прошлом году, абсолютно убийственен для города», – заявил Бондаренко. Однако, по информации СМИ, экс-глава горадминистрации вместе с семьей владеет целым рядом предприятий. Примечательно, что значительная часть из них сосредоточена в Святошинском районе, который в свое время возглавлял Бондаренко.

Засилье людей, основным источником дохода которых является вовсе не политическая деятельность, ставит перед киевлянами риторический вопрос: как не превратить ключевую комиссию Киевсовета в центр вращения частных бизнес-интересов? Политолог Артем Биденко считает, что единственным сдерживающим фактором может стать общественность.

Эксперт уверен, что именно под давлением общественного контроля можно свернуть с накатанной тропы, которой ходили чиновники предыдущей власти. «Нужно не людей менять или запрещать, нужно систему менять. То есть, если система будет изменена, то сможет работать и Странников, и другие. Если система останется той же, то кого бы мы туда не привели, рано или поздно этим человеком будут манипулировать или сам он будет коррупционером», – считает Биденко. К борьбе за честное распределение бюджета, по его мнению, должны присоединиться Антикоррупционное бюро и Люстрационный комитет.

Правда, низкая эффективность работы первого и отсутствие законодательно закрепленных полномочий второго дают серьезные основания сомневаться в том, что киевляне на самом деле имеют реальные рычаги воздействия на своих избранников. Поэтому остается только надеяться, что палатки, которые стоят под окнами рабочих кабинетов столичных депутатов и ободранные стены Киевсовета помогут столичным политикам сделать выводы из ошибок своих предшественников.

Илона Македон, Алина Костюченко, «Слово и Дело»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...