Киевский бюджет: наступая на старые грабли

Читати українською

Позавчера Киевсовет на выездном заседании в Печерской РГА принял 20-миллиардный бездефицитный столичный бюджет. Эксперты уже назвали его слишком оптимистичным: объем доходной части завышен, а изъятия в государственный бюджет не уменьшились.

Так, согласно отчету аналитиков Фонда "Открытое общество", столичный бюджет 2014 года нельзя назвать реалистичным, ведь в нем предусматривается значительный рост средств от основных источников поступлений (уплаты налога на доходы физических лиц, платы на землю, средства от продажи земли и т.п.). В целом доходная часть бюджета, по мнению аналитиков Фонда, завышена на 3,5 млрд. грн.

Оппозиционный депутат Киевсовета Андрей Странников объясняет, что в городском бюджете по сравнению с прошлым годом на 1,5 млрд. грн. увеличены поступления от налога на доходы физических лиц: "В бюджете прошлого года он составлял 7,5 млрд. грн., а в этом - уже 9 млрд. грн. Но за год киевлян больше не стало, соответственно, и налогов платить больше не будут". Кроме того, согласно принятому бюджету Киева, на развитие города планируется привлечь 3,3 млрд. грн. из государственного бюджета. При этом утвержденная главная смета государства на 2014 год предусматривает расходы на столицу в объеме лишь 234 млн. грн. Опыт прошлого года показал, что надежды на пересмотр государственного бюджета в пользу региональных расходов являются призрачными.

2013 год

Предпосылки нынешних бюджетных перипетий в столице следует искать в Налоговом кодексе от 2010 года, где было утверждено изъятие половины поступлений столичного бюджета от сбора налога на доходы физических лиц в государственный бюджет. Стоит отметить, что налог с доходов физических лиц в Киеве составляет около 40-50% поступлений городского бюджета. Не трудно понять, что с официальным введением налоговых новшеств выживание Киева стало вопросом постоянных обращений к правительству с просьбой дотировать столицу из госбюджета.

Показательно, что негативное влияние соответствующих нововведений для столицы отмечал даже провластный и полностью контролируемый бывший председатель КГГА Александр Попов. В прошлом году он пытался отменить соответствующую норму, однако его попытки были безрезультатными.

Бюджет Киева 2013 года в части доходов общего фонда был выполнен лишь на 80% (бюджет недополучил свыше 3 млрд. грн.). В целом столичного бюджета хватало только на покрытие защищенных статей расходов, а различные социальные и инфраструктурные проекты «проседали» от недофинансирования.

Так, в прошлом году не удалось завершить реконструкцию Почтовой площади, новая станция метро «Теремки» открылась со значительным опозданием после дополнительных вливаний из государственного бюджета, обещанное строительство метро на Троещину прогнозируемо не началось, задерживались работы по реконструкции проспекта Победы и Парковой дороги, не выполнены запланированные объемы работ по созданию и реконструкции парков, не достроен Подольский мостовой переход и т.д.

В сфере транспортных коммуникаций проблемы начались еще в начале 2013 года. Во время мартовского снежного коллапса оказалось, что в столице не хватает снегоуборочной техники. Впоследствии в течение года возникали постоянные проблемы в движении столичной кольцевой электрички: из-за долгов перед «Укрзализныцей» за ремонт подвижного состава электрички количество поездов на маршруте уменьшилась почти вдвое. Не выполнены планы по закупке вагонов метрополитена, трамваев и троллейбусов и т.д.

Кроме того, не воплотились и некоторые социальные проекты городской власти: не утвержден проект введения страховой медицины, задерживались сроки реализации проекта "Карточка киевлянина", план по созданию новых мест в детских садах не выполнен.

Кроме стратегических проектов, под угрозу недофинансирования в прошлом году попали и социальные статьи столичного бюджета. Время от времени у городских властей возникали проблемы с выплатой зарплат и 20%-ных муниципальных надбавок. В частности, в августе председатель Киевской городской организации профсоюза работников образования Александр Яцунь сообщил, что работники не получали даже 10%-ной надбавки к зарплате с января - февраля 2013 года. К концу года угрожающей стала ситуация на предприятии «Киевпасстранс»: из-за невыплаты заработных плат работники главного городского перевозчика угрожали выйти на митинг против власти. Для решения проблемы городу пришлось в очередной раз обратиться к правительству с просьбой о дополнительном финансировании.


Критика бюджета столицы и особенностей его принятия, конечно же, понятна. Однако власти, оказавшейся в столичной блокаде под давлением митингующих масс, в текущем году крайне необходимо нормализовать ситуацию в городе. Для этого, в первую очередь, важно обеспечить своевременную и полную выплату социальных обязательств.

Вместе с тем, Владимир Макеенко, едва оказавшись на должности председателя КГГА, не удержался и пообещал начать в текущем году строительство метро на Троещину. Однако в утвержденном бюджете соответствующая статья расходов составляет лишь 147 млн. грн., чего не хватит на строительство даже одной станции метро. Более того, инфраструктурные проекты в бюджете 2014 года сокращены до минимума. Из заявленных во время принятия бюджета проектов следует, что власть надеется в этом году завершить реконструкцию транспортной развязки на Почтовой площади, частично профинансировать работы на аварийной Бортнической станции аэрации, продолжить реконструкцию проспекта Победы и строительство Подольского мостового перехода.

В целом столица стала центром переплетения экономико-политических перипетий. Общегосударственный кризис умножился недовольством столичных жителей упадком местного самоуправления: ликвидация районных советов, распределение полномочий городского головы и председателя КГГА, затягивание Верховной Рады с назначением выборов столичного мэра, дополнительные изъятия из местного бюджета и т.п. Назначение вслед за Александром Поповым еще одного чужого для киевлян председателя КГГА Владимира Макеенко разрядки ситуации не прибавило.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: