Если наземная компонента Вооруженных сил Украины все больше и больше переходит на западную технику, то авиационная компонента – в большинстве своем все еще советского происхождения. Это относится не только к тактической авиации – истребителям и штурмовикам – но и к авиации армейского уровня, то есть, к вертолетам на вооружении украинских войск; почти все они являются наследием советской эпохи, а западные образцы (британские Westland WS-61 Sea King и американские UH-60 Black Hawk) буквально можно пересчитать по пальцам. Рассказываем о том, какие боевые вертолеты есть у ВСУ.
Ми-2
Ми-2 – советский многоцелевой легкий вертолет, который массово производился с 1965 по 1992 годы. Что интересно, его основным производителем был не СССР, а социалистическая Польша. С момента начала производства вертолетов и до его остановки в 1992 году было выпущено более 5,4 тысячи Ми-2, которые попали в десятки стран мира.
Этот вертолет невелик и в постсоветское время применяется преимущественно в мирных целях. Однако его можно вооружить и направить в бой; как вертолет поддержки, он мало на что годится, но провести разведку, высадить разведгруппу, забрать небольшое количество раненых – на это он вполне способен.
В Украине на вооружении ВСУ, Национальной гвардии, Государственной службы по чрезвычайным ситуациям и других структур сил обеспечения безопасности стоят вертолеты Ми-2 и Ми-2МСБ – последний, это модификация, разработанная предприятием «Мотор Сич» и производящаяся с 2011 года; в общем этих вертолетов в Украине до начала войны насчитывалось не более 20 единиц.
Неожиданное пополнение вертолетного парка Ми-2 в Украине случилось уже в ходе боевых действий. В октябре 2022 года сотрудники ГБР, проводя обыск на Одесской таможне, обнаружили неучтенный контейнер, а вскрыв его, были крайне удивлены – в контейнере хранился вертолет Ми-2. Сколько он простоял там, неизвестно; вертолет был немедленно передан на нужды ВСУ.
Также парк Ми-2 был пополнен благодаря усилиям Латвии – в августе 2022 четыре Ми-2 были переданы Латвией в распоряжение ВСУ.
ТТХ вертолета Ми-2:
- Экипаж: 1 человек;
- Пассажировместимость: до 10 человек;
- Грузоподъёмность: 800 кг;
- Максимальная скорость: 210 км/ч;
- Крейсерская скорость: 190 км/ч;
- Дальность полета: 360 км;
- Максимальная высота полета: 2-4 км;
- Вооружение (при необходимости): 23-мм автоматическая пушка, до 6 пулеметов 12,7-мм, блоки неуправляемых ракет С-5 (2х16), до 4 противотанковых или зенитных ракет;
- Бронирование: отсутствует;
Ми-8
Многоцелевой средний вертолет, разработанный в СССР в 1961 году. Производится с 1965 года и по настоящее время, выпущено более 17 тысяч экземпляров, что сделало Ми-8 самым массовым двухдвигательным вертолетом в мировой истории. В среде пилотов одно из неофициальных названий Ми-8 – «корова», за характерный звук двигателей, размеры и большую грузоподъемность.
Вертолет действительно универсальный и многоцелевой: он может использоваться в качестве транспортного, эвакуационного, для высадки небольших десантов и разведывательно-диверсионных групп, а также в качестве вертолета поддержки; в последнем случае его вооружают, в дополнение к стандартной пулеметной установке, авиационными бомбами ОФАБ-250, пулеметно-пушечными блоками или блоками с неуправляемыми ракетами (С-5 либо С-8), установленными на внешней подвеске. Конечно, даже в таком варианте его огневая мощь значительно уступает тому же Ми-24, но лучше что-то, чем совсем ничего.
Украинская армия по состоянию на начало войны имела до 70 единиц Ми-8 различных модификаций – преимущественно, Ми-8МСБ / Ми-8МСБ-В, украинской версии вертолета, разработанной предприятием «Мотор Сич». Часть вертолетов была потеряна во ходе боевых действий, в частности, не менее трех Ми-8 было сбито во время вылетов в осажденный российскими террористами Мариуполь.
Пополнить вертолетный парк Ми-8 Украине поможет Хорватия: 25 февраля 2023 года страна объявила о желании передать Украине 14 вертолетов Ми-8, выведенных из состава хорватской армии. 29 марта минобороны Хорватии подтвердило это намерение, а также заверило, что вертолеты будут переправлены в Украину в ближайшее время.
Кроме того, вертолеты Ми-8 передают Украине страны бывшего соцлагеря и бывшие советские республики. В частности, 2 Ми-8 передаст Латвия, передавали вертолеты этой модели также Чехия, Польша и некоторые другие государства.
Что интересно, во время контрнаступления в Херсонской области украинские военные захватили вертолет Ми-8 в Чернобаевке. Россияне бросили его при отступлении, даже не выведя из строя.
ТТХ вертолета Ми-8МСБ:
- Экипаж: 3 человека;
- Пассажировместимость: до 24 человек;
- Грузоподъёмность: до 4 тонн, до 3 тонн на внешней подвеске;
- Максимальная скорость: 250-280 км/ч;
- Крейсерская скорость: 205 км/ч;
- Дальность полета: от 550 до 1210 км;
- Максимальная высота полета: 2,4 – 7,3 км;
- Вооружение (при необходимости): 12,7-мм пулемет, блоки неуправляемых ракет С-5 или С-8 (х64), возможна установка дополнительного вооружения в виде станковых гранатометов, пушечно-пулеметных контейнеров, зенитных или противотанковых ракет.
- Бронирование: защищает от огня стрелкового оружия с земли и осколков.
Ми-17
Многоцелевой средний вертолет Ми-17 – это попытка конструкторов улучшить вертолет Ми-8; избавить его от недостатков, сохранив и улучшив существующие достоинства. В россии Ми-17 обозначается, как экспортная версия вертолета Ми-8; на территории рф этот вертолет не применяется, однако активно продавался в другие государства.
Спектр применения у Ми-17 полностью аналогичен таковому у Ми-8: высадка десантов, эвакуация раненых, если уж совсем припечет – огневая поддержка.
Соединенные Штаты еще в июне 2022 года готовились передать ВСУ вертолеты Ми-17, предназначенные ранее для афганской армии. Ирония в том, что США приобрели эти вертолеты у россиян, а теперь винтокрылые машины помогут украинским войскам сражаться против российского террористического режима. Всего Украина получила 20 машин Ми-17В-1.
Четыре вертолета Ми-17 передала Украине Словакия – также в июне 2022 года. И эти вертолеты в свое время также были закуплены в россии.
ТТХ вертолета Ми-17:
- Экипаж: 3 человека;
- Пассажировместимость: до 30 человек;
- Грузоподъёмность: до 4 тонн, до 5 тонн на внешней подвеске;
- Максимальная скорость: 250-280 км/ч;
- Крейсерская скорость: 210 км/ч;
- Дальность полета: от 550 до 1210 км;
- Максимальная высота полета: 4-6 км;
- Вооружение (при необходимости): 12,7-мм пулемет, блоки неуправляемых ракет С-5 или С-8 (х64), возможна установка дополнительного вооружения в виде станковых гранатометов, пушечно-пулеметных контейнеров, зенитных или противотанковых ракет.
- Бронирование: защищает от огня стрелкового оружия с земли и осколков.
Ми-24
Один из самых известный в мире советских ударных боевых вертолетов, Ми-24 в классификации НАТО называется Hind («Лань»), а вот другое, более неофициальное прозвище, подходит ему куда как больше – «Крокодил». С 1971 года и до наших дней выпущено более 3500 единиц Ми-24 и этот вертолет до сих пор остается вполне актуальным на поле боя.
Это тяжелобронированный транспортно-боевой специализированный вертолет; он может перевозить пехоту, но его основная задача – уничтожение бронированной и небронированной техники, защищенных объектов, укрепленных пунктов и позиций, площадок тактических ракет и позиций ПВО, принадлежащих противнику. Вообще, спектр применения Ми-24 достаточно широк – вплоть до огневой поддержки оперативно-тактических десантов, поиска и спасения экипажей сбитых вертолетов и даже ведения воздушной разведки.
Ми-24 известен, как самый массовый штурмовой вертолет стран соцлагеря. После распада Варшавского договора, а чуть позже и СССР, он в большом количестве остался у бывших республик, в том числе в Украине.
На вооружении Украины по состоянию на начало войны находилось до 140 единиц Ми-24 различных модификаций, в том числе – Ми-24ПУ1, украинская версия вертолета, разработанная «Мотор Сич», принятая на вооружение в 2012 году. До полномасштабного вторжения рф вертолет активно использовался украинскими миротворцами в Конго (4 Ми-24 и 4 Ми-8). Также украинские Ми-24 активно работали на Донбассе, начиная с 2014 года; пока россияне не начали поставлять местным террористам ПВО, боевики не могли бороться с ударными вертолетами ВСУ.
С началом войны против российских террористов в Украине Ми-24 так же активно используются в отражении агрессии россиян. В частности, украинские вертолетчики в ночь на 1 апреля 2022 года нанесли удар по нефтебазе в российском Белгороде – они смогли на сверхнизкой высоте пробраться к городу, ударить ракетами по нефтяным цистернам и уйти без потерь (по вертолетчикам даже не открыли огня). Украинские Ми-24 также активно помогали оборонять Гостомель и аэропорт «Антонов».
Естественно, что в ходе боев украинские вертолетчики, к сожалению, несут потери. Авиапарк Ми-24 армейской авиации ВСУ пополняется за счет поставок от союзников – например, Северная Македония передаст Украине 12 Ми-24, которые у нее же когда-то и приобрела. Кроме того, две единицы Ми-35 (экспортная версия Ми-24) передала Украине Чехия. Также поставки вертолетов этой модели были от нескольких других стран бывшего соцлагеря.
ТТХ вертолета Ми-24:
- Экипаж: 3 человека;
- Пассажировместимость: до 8 человек;
- Грузоподъёмность: 2,5 тонны, 1,4 тонны на внешней подвеске;
- Максимальная скорость: 335 км/ч;
- Крейсерская скорость: 250 км/ч;
- Дальность полета: до 450 км;
- Максимальная высота полета: 1,4 – 4,9 км;
- Вооружение: встроенное пушечное (установки ГШ-23, ГШ-30К, ЯкБ-12,7), подвесное стрелково-пушечное (контейнеры УПК-23-250 или установки с пулемётами или установки с гранатомётами), управляемые противотанковые или зенитные ракеты, блоки неуправляемых ракет С-5 / С-8 / С-13 / С-24, кассетные и фугасные авиабомбы 50-500 кг;
- Бронирование: защищает от огня стрелкового оружия с земли, но кроме этого, вполне может спасти вертолет от удара зенитной ракеты и огня крупнокалиберного пулемета. Один из наиболее бронированных ударных вертолетов в мире.
Антон Корж, специально для «Слово и дело»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»